Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Почему возникают трудности у первоклассников

Львова Юлия Николаевна
Я хочу коснуться очень важного вопроса в жизни ребенка и его семьи -  это проблема перехода дошкольника из детского сада в школу или поступление в школу при условии воспитания в семье.
По данным разных исследований от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации.  Одной из причин которой называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности.
Подготовка детей к школе постоянно совершенствуется. Начало школьного обучения очень трудный период для ребенка. Он должен приспособиться к новым для себя условиям, принять себя в новой роли ученика. Ребенок должен научиться налаживать отношения с учителями и одноклассниками. У него могут наблюдаться противоречивые чувства на одни и те же ситуации. И вообще,  дети еще до конца не понимают, что такое школа, что такое ответственность.
Очень часто ребенок не может справиться с таким «свалившимся»  на него грузом ответственности. И это приводит к значительным трудностям адаптации к новым условиям школы, отрицательным эмоциональным переживаниям, затруднениям в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, и в итоге к снижению успеваемости.
На что же надо обращать внимание, помимо интеллектуальной готовности,  когда ребенок собирается в школу.
Мотивация. Зачем мне это надо? Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Все мы знаем, что отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.
Но дети, пришедшие в школу в первый класс еще до конца не понимают, что такое школа, что такое ответственность. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что треть детей имеет низкий уровень мотивации. Присутствуют игровые мотивы. Ребенок хочет ходить в школу, но при каких-то условиях, например,  чтобы на уроках были переменки, а на вопрос, хотел бы учиться или остаться дома ответил, чаще дети отвечают, что хотел бы остаться дома.
 А ведь мотивация тесно связана с системой школьных отношений школа – учитель – одноклассники. Если какой-то аспект в ней нарушен, то может снизиться и уровень мотивации. У многих детей, по их ответам видно, что у них не складываются отношения с учителем. Так, в своих ответах дети называют учителя злым, что он на уроках кричит, часто ругает.
На отсутствие мотивации может влиять тревожность. Тревожность рассматривается, как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. По данным статистики, уровень тревоги, сравнительно  устойчивый на протяжении младшего школьного возраста, несколько снижается в подростковый период (6-7 классы). Затем в старшем подростковом возрасте происходит всплеск, особенно сильный в 9-м классе. Далее уровень тревоги резко падает при переходе к раннему юношескому возрасту (10-й класс) и вновь повышается перед выходом из школы.
Ребенок  боится ходить в школу, особенно, если у него что-то не получается или не ладятся отношения с учителем или одноклассниками.  А может родители  чрезмерно строги и требовательны? Тревожность также влияет и на характер отношений в  школе. Но и нарушенные школьные отношения могут стать причиной повышенной тревожности.
Но чаще всего все-таки именно из-за высокой тревожности у ребенка не складываются отношения с окружающими. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, от общения, и  это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
Тревожность может также влиять и на самооценку. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. Постоянно ожидая неудачи, ребенок начинает считать себя недостойным, боится сказать или сделать что-либо не так. На самооценку в этом возрасте также влияют школьные отношения, но с другой стороны, именно низкая самооценка может стать причиной не сложившихся отношений со сверстниками или с учителем.
Система значимых школьных отношений (школа, учитель, одноклассники). В сфере «ребенок – взрослый» помимо отношений «ребенок – родитель» возникают новые отношения«ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке, и в общении с одноклассниками -  его влияние простирается и на отношения в семье. Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя.
Новым моментом, приводящим к возникновению у учащегося младшего школьного возраста различных переживаний, является не только учение, но и коллектив класса, с которым возникают новые социальные связи. Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем. Как правило, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла.  
 Что же делать, как помочь ребенку справиться с трудностями вступления во взрослую жизнь?
1. Я считаю, что важно и необходимо уделять повышенное внимание к детям, относящимся к группе риска. Необходимо проводить с ними работу по формированию эмоциональной стабильности, повышению учебной мотивации и выработке адекватной самооценки.
2. Необходимо изучить систему личных отношений детей в классе, для того, чтобы создать для каждого ребенка в классе благоприятный эмоциональный климат.
3. Необходимо учителю пересмотреть свое отношение к классу, для того, чтобы поднять свой авторитет. Более терпимо относиться к неуспевающим детям, больше хвалить даже за минимальные успехи, таким образом, создавая положительное подкрепление для этих ребят. Неуверенным в себе школьникам давать ответственные поручения, общими делами стараться сплотить класс.
4. Рекомендовать родителям больше разговаривать со своими детьми о школе. Больше хвалить ребенка, вселять уверенность в собственных силах. Можно рекомендовать запись в кружки или спортивные секции. Также совместные дела и игры с родителями.  

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»