Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста

Устюжанинова Галина Алексеевна,
воспитатель группы раннего возраста
ГБДОУ № 24 Санкт-Петербурга
С 2 до 3 лет идет особенно интенсивное развитие речи у малышей.Даже самые молчаливые дети после двух лет начинают говорить,пусть не очень правильно и звучно. Развитие речи,конечно же,зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
В 2-3 года у детей происходит перелом в отношениях с окружающими людьми,обусловленный ростом возможностей и способностей малыша. Дети пытаются действовать как взрослые,но при этом нуждаются в оценке и похвале взрослого. Они внимательно слушают объяснения,начинают задавать вопросы.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение к взрослым,сверстникам очень способствует развитию речи ребенка. Они активно начинают рассказывать,куда ходили,что видели и делали,используя простые предложения. С развитием речи восприятие ребенком предметов,явлений становится более четким и осмысленным-малыши начинают делать самостоятельные выводы.

 Чтобы развитие речи происходило более активно,нужно постоянно разговаривать с ребенком,вовлекать его в диалоги.В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том,что они делают,что видят,что происходит вокруг.Также речью нужно сопровождать повседневные дела в группе.Дети наблюдают за действиями и комментариями воспитателя,учатся слушать речь,узнают новые слова.

Также большое значение для ребенка имеет диалог со сверстниками-совместное рассматривание иллюстраций,совместная игра.
У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы по их функциональному признаку,указанному воспитателем ("Чашка-это посуда,из нее пьют", "Это растет на грядке-это капуста").
Малыши начинают слушать и воспринимать несложные повествования,выполнять словесные поручения.А также легко запоминают и повторяют за взрослыми целые фразы и рифмовки.
Стоит отметить,насколько качественно меняется отношение между пониманием и активной речью. Хорошо развитое подражание и развивающийся уровень понимания обеспечивают рост словарного запаса. Если в 2 года словарь ребенка составляет примерно 300 слов,то к 3,5 годам-это уже около 1100-1200 слов,среди которых почти все части речи. Малыши начинают активно замечать и отражать в речи принадлежность предмета тому или иному лицу (папин,мамин,Катин),могут охарактеризовать свое состояние (голодный,мокрый).
Вместе с фактом активного пополнения словаря начинается важный этап освоение языка-овладение его грамматической структурой. Конечно же,в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна-малыши еще путают падежные окончания,порой нарушают порядок слов. Но все же усвоение грамматики происходит весьма интенсивно.
Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоение и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года жизни многие дети в основном правильно произносят все звуки,за исключением шипящих,сонорного "р". Очень важно в этом возрасте разговаривать с ребенком правильно,не «сюсюкать»,говорить четко и ясно,проговаривая буквы.
При воспитании детей большую пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде потешек,прибауток.Родители,которые совместные действия с ребенком,часто сопровождают потешками и частушками,быстрее и продуктивнее добиваются того,что ребенок начинает говорить более четко и полноценными фразами.Не менее полезны для развития речи малыша и загадки:сначала нужно их загадать ребенку,а потом вместе с ним разобрать ответ.Благодаря загадкам развивается наблюдательность и воображение.К тому же загадывание загадок весьма увлекательно-можно вовлекать ребенка в эту игру и с другими взрослыми. Совет:если малыш не может дать ответ на загадку,дайте ему немного подумать,а потом четко назовите правильный ответ.Со временем он запомнит его.


В заключении хочу сказать,что нужно помнить-темпы овладения речью у детей разные. Одни,начиная говорить рано,честко произност слова и активно используют их в речи. Другие дети,хорошо понимая речь окружающих,сами говорят мало. Такая задержка (за исключением каких-либо психологических отклонений в развитии)неопасна. Однако,если к концу третьего года жизни ребенок не заговорил,его необходимо показать логопеду.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»