Адаптация детей раннего возраста
Устюжанинова Галина Алексеевна
воспитатель группы раннего возраста
ГБДОУ № 24 Санкт-Петербурга
Почему одни дети ведут себя спокойно,другие же неутешно плачут,как только закрывается дверь за мамой или бабушкой?Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть,кушать,не вступают в контакт с воспитателем,долго не могут освоиться в новой среде?Отрыв от дома и близких может стать серьезной психической травмой для малыша.Ребенок может воспринять это как отчуждение,лишение родительской любви,внимания и защиты.Очень важно,чтобы этот переход был плавным и менее травматичным.Очень много тут зависит от педагогов,берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка,за его душевный комфорт.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.Адаптация является активным процессом,приводящим или к позитивным (адаптированность) результатам или к негативным (стресс). С приходом в ясли у ребенка начинается новый,очень важный,этап в его жизни. Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитателей,нужно провести соответствующую подготовку,учитывая индивидуальные особенности малыша.
Одна из проблем,с которой сталкиваются и родители,и педагоги при поступлении ребенка в детский сад-его адаптация в новой среде. Особенно остро эта проблема стоит в группах раннего и младшего дошкольного возраста. Начиная посещать детский сад, ребенок преодолевает психологическую преграду. Вполне возможно,что стресс может вызвать у малыша защитную реакцию-отказ от еды,сна,общения с окружающими.
О том,как помочь малышу адаптироваться к новым условиям,людям,обстановке упоминается часто,есть много методик и рекомендаций. Но значительно меньше внимания уделяется поведению родителей. А ведь адаптация ребенка сильно зависит от окружающих его взрослых: мамы,папы,бабушек и дедушек. дети постоянно ощущают наше настроение: когда мама приводит малыша в детский сад первый раз,нервничает и переживает-ребенок все понимает на эмпатическом уровне.
Психологи советуют наводить "мостик" с детским садом:рассказывать,как сильно его там любит и ждет воспитатель, в какие игры будет с ним играть. Передавая ребенка в руки воспитателя важен тактильный контакт-взять ручку малыша и вложить ее в руки воспитательницы. Таакие,какзлось бы,мелочи играет важную роль в адаптации ребенка. Избегацте в присутствии ребенка критические замечания в адрес детского сада,его сотрудников,даже если таковые имеются. Ни в коем случае никогда не пугайте ребенка детским садом!
В период адаптации эмоционально поддерживайте ребенка - подготовьтесь,ведь малыш может плохо спать,капризничать и всячески выражать свой протест во всем. Наберитесь терпения,ему тоже нелегко! Чаще обнимайте своего ребенка,хвалите его: "Ты такой молодец,такой смелый!Я так горжусь тобой!".Также психологи советуют разработать с ребенком систему прощальных знаков перед входом в группу-так малышу будет легче вас отпускать.
Труднее проходит привыкание к саду,если ребенка чрезмерно опекали в семье. Такой ребенок сильно зависим от мамы,привык к исключительному вниманию,неуверен в себе. Тогда период адаптации может затянуться. Чтобы этого избежать,старайтесь,чтобы в вашем доме появлялись новые для малыша люди. Он должен научиться не бояться и стремиться познакомиться с ними,подружиться. В конце концов ребенок поймет,что от посторонних не исходит никакой опасности. Пробуйте изредка оставлять малыша на 2-3 часа с другими родственниками,подругой-пусть привыкает расставаться с мамой без слез и переключаться на других людей.
Также приучайте ребенка к деловому сотрудничеству со взрослыми- то есть учиться что-то делать совместно,по очереди с мамой,папой,бабушкой.
Старайтесь,чтобы вокруг вашего ребенка были и другие маленькие дети,приглашайте их к вам в гости. Перед приходом в ясли было бы полезно познакомить его с кем-нибудь из его будущей группы.
Безусловно, главная роль в процессе адаптации все-таки принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам-игровым,образовательным,развивая различные умения,соответствующие возрастным возможностям,формируя потребность в общении со взрослыми и детьми,он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Подводя итог,хочется сказать,что период адаптации у всех малышей разный-от 3 недель до полугода. Наберитесь терпения и поддерживайте своего храброго малыша,вступающего во взрослую жизнь!