Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в ПОУ

Миронова Ольга Юрьевна
Главной целью психолого – педагогического сопровождения в колледже является создание эффективной системы вопитания, формирующей личность выпускника в соответствии с основополагающими принципами образовательной политики страны, профессиональной специфики, учетом требований работодателей и модели личности выпускника колледжа.
Психолого-педагогическую работу осуществляют педагоги и кураторы групп, психолог, социальные педагоги. В процессе формирования личности конкурентноспособного выпускника важнейшую роль играет профессионально – трудовое воспитание студентов. Для этого создан центр профориентации, организуются мероприятия с четко определенной профессиональной направленностью, конкурсы профессионального мастерства на уровне колледжа, города. Эффективно организуется временная занятость студентов во внеучебное время, факультативная работа.
В период личностного становления учащихся уделяется особое внимание формированию активной гражданской позиции, толерантности, поддерживается их общественная активность, политико – правовая грамотность. Важная роль отводится социальной адаптации, эффективно осуществляется социально – педагогическое споровождение всех категорий учащихся. Особой заботой социальных педагогов и психологов окружены студенты льготных категорий (сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, малообеспеченные студенты и дети из многодетных семей, студенты – инвалиды).
В законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. ФЗ « Об образовании в РФ» 2012г.[Закон РФ. 9]


Приоритетной целью профессионального образования является обеспечение высокого качества подготовки, которое не только сводится к обученности обучающихся, набору знаний и навыков, но и связывается со стремлением человека к улучшению «качества жизни», на основе обретения им «здоровья», «социального благополучия», «самореализации», «защищенности». Эти категории должны быть сформированы системой психолого – педагогического сопровождения. А, следовательно, она не может быть ограничена только рамками задач по преодолению трудностей в обучении, но должна включать в себя задаи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Организация системы нами рассматривается через внешние и внутренние факторы. Внешние факторы – это установленные государственным образовательным стандартом ступени образования. Внутренние факторы – выделение уровней внутри образовательного учреждения.
Только в комплексном взаимодействии мы можем создать условия и помочь учащимся в формировании всесторонне развитой гармоничной личности.
Цели и задачи сопровождения.              
Психолого – педагогическое сопровождение – это, обеспечение профессионально – личностного развития как обучающихся, так и преподавателей.
«Сохранение психического здоровья детей является целью и критерием успешности психологической службы, более того весь учебный процесс должен рассматриваться через призму сохранения психического здоровья.
Психологическое здоровье - это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации» (Дубровина И.В.) [ c. 204 . 8]
 
Задачами психолого – педагогического сопровождения обучающихся являются: 
⦁ Предупреждение возникновения проблем развития;
⦁ Помощь в решении актуальных задач обучения и социализации;
⦁ Психологическое обеспечение образовательных программ;
⦁ Развитие социально – психологической компетентности;
         Задачами психолого – педагогического сопровождения преподавателей являются:
⦁ Предупреждение развития профессиональных деструкций;
⦁ Помощь в решении профессиональных и личностных проблем;
⦁ Развитие психолого – педагогической компетентности;
Направление работ по психолого – педагогическому сопровождению: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционно – развивающая работа, психологическое просвещение, развитие психолого – педагогической компетентности обучающихся, администрации, педагогов, родителей.
Целью психолого – педагогического сопровождения является содействие созданию условий социальной ситуации развития, соответствующец индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения и развития личности 
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса. Работа службы психолго – педагогического сопровождения основана на принципах конфиденциальности, системности, приоритете интересов ребенка, ориентированности на повышение качества 
и обеспечение доступности психологической помощи для всех участников образовательного процесса. Среди основных направлений деятельности педагога – психолога можно выделить: психодиагностическое, групповая тренинговая работа, индивидуальное консультировани, просвещение.
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 веков и связаны с так называемой педологией, которую И.А.Арямов (1928) определял как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности и в которой М.Я.Басов видел «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека…» (Дубровина И.В.) [с. 267 . 8] 
Задачи сопровождения(общие):
⦁ Предупредить возникновение проблем развития учащегося;
⦁ Помощь ( содействие ) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально – волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
⦁ Психологическое обеспечение образовательных программ.
⦁ Развитие психолго – педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.
В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого – педагогическому сопровождению образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует служба социально – психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители и мастера П/О.
Реализация цели достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информативная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, администрацию колледжа и родителей обучающихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения,  а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активыми участниками.
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субьектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах обучающегося. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог – психолог колледжа.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности обучающегося. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов – психологов и других работников колледжа. 
Из – за отсутствия ежедневного контроля за учебной деятельностью студенты должны организовывать себя на ежедневную самостоятельную работу по приобритению новых знаний и умений.
Совместное обучение и общение с другими обучающимися в колледже, несомненно, связано у них и с их определенным психическим напряжением.
Чтобы переодолеть эти трудности и организовать учебную и внеучебную деятельность студентов данной категории, были созданы следующие условия:
⦁ Психолого - педагогическое сопровождение:
⦁ Взаимодействие студентов с учебной частью, методистами, социальными педагогами;
⦁ Контроль посещения занятий;
⦁ Контоль за текущей аттестацией, сдачи зачетов и экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ;
⦁ Индивидуальная работа (контроль ликвидации академических задолжностей, при необходимости – организация документального оформления академических отпусков, организация индивидуальных консультаций обучающихся в случаях длительного отсутствия, помощь в организации самостоятельной работы студентов с ОВЗ и инвалидов в случае заболевания, коррекция взаимодействия преподаватель – студент с ОВЗ и инвалидов в учебном процессе, при зприеме экзаменов, защите курсовых работ);
⦁ Организация учебных практик студентов с ОВЗ и инвалидов ( составляется н каждого);
⦁ Выработка рекомендаций для педагогов по вопросам специфики организации обучения;
⦁ Повышение мотивации к процессу обучения в колледже;
 Психолого – педагогическое сопровождение студентов оформляется ведением определенной документации. На каждого студента составляется индивидуальная карта, которая содержит в себе следующие документы:
⦁ Общие сведения о студенте;
⦁ Акт обследования жилищно – бытовых и материальных условий жизни студента;
⦁ Анкета студента ( структурно анкета включает в себя 5 основных блоков – общие сведения о студентах, социально – быытовые условия проживания, взаимомотношения со сверстниками, взаимоотношения с родителями в семье, обучение в колледже);
⦁ Информационная справка о студенте;
⦁ Режим для студента с ОВЗ;
⦁ Рекомендации педагогам по организации и проведении учебного процесса (данная рекомендация составляется на каждого студента);
 
Смысл психологического сопровождения заключается в том, чтобы не ограждать развивающегося человека от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Но не исключаются моменты, когда педагог – психолог должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти или помочь. 
 
В современном мире специалист должен обладать не только знаниями, навыками профессиональной деятельности, но и должен занимать линостную позицию: быть способным самостоятельно ставить и достигать профессиональные и жизненные цели, устанавливать профессиональные жизненные приоритеты, быть самодостаточными и конкурентноспособными. Поступление в колледж и обучение приводит к значительным изменениям межличностных контактов, социального статуса, жизненных стереотипов и неизбежно требует пересмотра установок, представлений о социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны к вновь сложившимся условиям. 
Первые месяцы обучения в колледже становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников.
В процессе адаптации обучающиеся испытывают следующие трудности: 
⦁ Отстутсвие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками.
⦁ Неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней.
 
 
« Все эти трудности различны по своему происхождению. Один их них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой к дефектам воспитания» ( Л. Д. Столяренко) 

Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие её деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям, (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой (Г.И. Постовалова, 1973)[c 157. 6 ].
 Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно – воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.
Социально – психологическая адаптация – это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения. 
Следовательно адаптация обучающихся в учебном заведении имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать  при осуществлении при осуществлении контроля за её течением.
Особенности подросткового и юношеского возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи (нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твёрдой опорой для выстраивания собственной личности), диктуют необходимоть использования специальных мер для развития и усилени «Я» подростка, создание условия для самореализации, личности, обладающей достаточными 
внутренними ресурсами для успешного взаимодействиями в социуме.
Задача мастера п/о – осуществлять так называемое сопровождение обучающихся, то есть вести скоординированную работу с администрацией, преподавателями, социальным педагогом, педагогом – психологом по созданию социально – психологических условий для успешной адаптации студентов нового набора.
 
Система психологического обеспечения адаптации первокурсников включает: 
⦁ Максимальное информирования подростков и их родителей об условиях предстоящей деятельности с целью формирования положительной установки на предпологаемые изменения в жизни первокурсников и их семьи.
⦁ Выявление личностных особенностей обучающихся путём психоло – педагогической диагностики с целью информирования подростков о присущих им особенностям нервно – психической деятельности.
⦁ Организацию совместной внеурочной деятельности (в том числе проведение тренингов общения) с целью сплочения учебной группы, выявления подростков со стойкими явлениями дезадаптации и организации индивидуальной работы.
 
Одним из важных условий успешной адаптации является хорошая организация труда и отдыха. Для этого необходимы рациональная продолжительность и целесообразное чередование разных видов деятельности, нормирование объема учебного материала, правильная структура занятий, создание комфортных условий в учебном помещении. 
 
Разрабатывая программу по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного периода студентов, мы учитывали, что адаптация - активный процесс, на протекание которого оказывает влияние 
комплекс факторов: от специфики организации учебного процесса до индивидуальных психологических качеств.
Целью реализации данного раздела программы является координация всех учебных и воспитательных структур колледжа в обеспечении адаптации студентов первого года обучения.
Задачи:
⦁ Изучение личностных особенностей студентов совместно с педагогом-психологом.
⦁ Определение студентов «группы риска» для дальнейшей индивидуальной работы по профилактике правонарушений и асоциальных явлений (совместно с социальным педагогом)
⦁ Проведение комплекса воспитательных мероприятий, направленных на формирование коллективизма, уважения к профессии и ответственного отношения к учебной
деятельности
⦁ Создание   благоприятных   условий   для   развития   творческих   способностей, самореализации
 
Ожидаемые результаты:
 
⦁ Снятие у студентов психологического напряжения;
⦁ Повышение у студентов уверенности в себе;
⦁ Сплочение академических групп;
 
Психолого – педагогическое сопровождение учащихся группы «социального риска» в образовательной среде колледжа
Отрыв социального воспитания (процесса адаптации и социализации) от обучения ( процесса профессионализации), подход к ним как к трём изолированным процессам, взгляд на социальное воспитание (формирования личности обучающихся) как на сопутствующую учению второстепенную деятельность, недостаточный уровень подготовленности педагогов – психолгов, и (мастеров П/О) УПО к работе с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии (подростками и молодежью) – всё это привело к тому, что система обучения молодежив учреждениях профессионального образования не отвечает задачам сегодняшнего дня. В связи с этим существует проблема психолого – педагогической коррекции девиантного поведения (куда входят дети – сироты и дети с ОВЗ) молодых людей в условиях их обучения в колледже.
К группе «социального риска» относятся обучающиеся:
⦁ С ограниченными возможностями жизнедеятельности (ОВЗ), т.е. с глубокой патологией физического и (или) психологического развития (с ограничением движения, недостатками слуха, умственным отставанием).
⦁ С задержкой психического развития (ЗПР)
⦁ С педагогической и (или) социальной запущенностью.
⦁ С нарушением социальных связей и отношений, социально дезаптированные, характеризующися отчуждением от семьи или учебного заведения, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям.
⦁ Имеющие неглубокие, непатологические, неярко выраженные пограничные отклонения от психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неактивную самооценку, нарушения эмоционально – волевой сферы, тревожность, комплексы).
⦁ Неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые).
⦁ Сверхактивные и сверхпассивные.
⦁ С нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство)
 
⦁ С вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями к воровству (аморальным поступкам).
Девиатное поведение таких обучающихся – переходный вариант от нормы к патологии через отклонение от социальных норм общества. При этом норма понимается как нормативное и гармоничное поведение, включающее: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей), духовность, ответственность и совестливость.
К основным группам методов коррекции девиантного поведения личности относятся:
⦁ Методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера.
⦁ Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: 
А) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; Б) переориентировки самосознания; В) переубеждения; Г) прогнозирования отрицательного поведения.
⦁ Методы перестройки жизненного опыта: А) предписания; Б) ограничения; В) переучивания; 
Г) переключения; Д) регламентации образа жизни.
⦁ Методы предупреждения отрицательного стимулирования положительного поведения: А) поощрения и наказания; Б) соревнования; В) положительной перспективы.
Психолого – педагогическое сопровождение делает процесс обучения детей – сирот и учащихся с ОВЗ последовательным, осознынным и обоснованным; он направле на самопознание, выявление истинныз мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательныз потребностей.
 
Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением таких категорий обучающихся становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Заключение

Готовность детей, детей – сирот и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (учащихся коррекционной школы и колледжа) к осуществлению выбора профессии предполагает наличие возможностей человека в реализации предстоящего выбора, к которым относятся следующие характеристики: представление о свободе выбора (направлений трудовой подготовки и про – фессии), личностные качества и психофизиологические особенности ребёнка, позволяющие обнаруживать возможности, открывающиеся во взаимодействии с доступной образовательной средой, в которую включен ребёнок – сирота и ребёнок с ОВЗ и реализовывать их. Эту готовность выбора позволяет реализовать в полной мере закон РФ об образовании (2012г.), который впервые закладывает полноценную правовую основу для развития образования детей с ОВЗ в нашей стране. Согласно п. 4 ст. 79 Закона «Об образовании» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования. Начиная с 2014 года. Мин. Обр. науки РФ разработало проект стандарта для детей с ОВЗ, в котором предусмотрен максимально широкий диапазон различий от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием здоровых сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам. Выбор направлений трудовой подготовки детей с особыми образовательными потребностями (в начальной школе), профессии и УПО для её получения (в колледже) имеет психофизиологическую природу, что проявляется как эффект фиксированной установки на осуществление выбора, открываемого в конкретной ситуации. Фиксированная установка может выступать как установочная предрасположенность ригидности, низкого уровня самоактуализация, затрудняя тем самым формирование готовности к осуществлению детьми с ОВЗ и детьми – сиротами правильного выбора в профессиональном обучении. Педагогическое сопровождение адаптации и готовности детей – сирот и учащихся с ОВЗ к осуществлению выбора профессии является эффективной формой работы с такой категорией учащихся на разных жизненных этапах. Реализация модели и программы педагогической адаптации и готовности к осуществлению выбора детьми – сиротами и с детьми с особыми образовательными потребностями, позволила зафиксировать изменения, произошедшие с детьми в коррекционной школе и колледже с разной готовностью к осуществлению выбора. Основная тенденция коррекционно – педагогической работы в специальной школе и колледже с детьми – сиротами и учащимися с ОВЗ - всемерное содействие в профессиональном самоопределении (выборе трудовой подготовки на начальном этапе) и социально-профессиональной адаптации, создание условий для самостоятельного решения социальных и профессиональных проблем, пробуждения собственной активности и ответственности (во время обучения в УПО) посредством формирования социальных и профессиональных (общих) компетенций, социально значимых и профессионально важных качеств. Весь проведенный анализ показывает, что вся проблематика жизнедеятельности детей – сирот и с ОВЗ учащихся коррекционных (специальных) школ и системы среднего профессионального образования, где они продолжают обучение, может быть очерчена при помощи группы ключевых понятий современных психолого-педагогических наук, а именно: социализация, воспитание, социальная адаптация, выбор профессии, мотивация, профессионализация и/или эффективная подготовка к трудовой полноценной жизни.
Психолого-педагогическое сопровождение это не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися, но оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения здоровья и планирования своего профессионального будущего. В современных условиях работа педагога-психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом техникума, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в техникуме по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
 
Список литературы
 
⦁ Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2005.
⦁ Артёмов С. Д. Социальные проблемы адаптации подростков. 3 – е переизд. доп. Свердловск, 2008.
⦁ Безюлёва, Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г. В. Безюлёва.- М.: МПСИ., 2008.
⦁ Бодалева А.А.  и др..  Психология и педагогика; учебное пособие М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. 
⦁ Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2005. 
⦁ Г.И. Постовалова, 1973 
⦁ Данилова З.Г. Технологическое обеспечение профессионализации и   ресоциализации детей-сирот в условиях колледжа. – М.: Центр «Школьная книга». 2007.
⦁ Дубровина И. В.  Психология 2003.
⦁ Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Юридическая литература, 2010
⦁ Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика 
⦁ Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос
⦁ Кондратьев, С. В. Типические особенности педагогического взаимодействия / С. В. Кондратьев // Вопросы психологии. 2004
⦁ Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975
⦁ Леонтьев. В. Г. Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности / В. Г. Леонтьев // Вопросы психологии. -1986
⦁ Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. Пособ. для студ. высш. учеб. завед. / Т.Д. Марцинковская. М.: Академия, 2001.
⦁ Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995.
⦁ Основы специальной педагогики и психологии / H. М. Трофимова и др.. СПб. : Питер, 2005. 
⦁ Плинер, Я. Г. Воспитание личности в коллективе : монография / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. М.: Педагогический поиск, 2008
⦁ Прядеин, В. П. Ответственность как системное качество личности: учеб. пособие / В. П. Прядеин. Екатеринбург : Изд-во ГПУ, 2001 
⦁ Рожков, М. И.  и др.. Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005.
⦁ Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000.
⦁ Третьяков А.М., Петров А.Д. «Справочник молодого слесаря по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей», М, ВШ,1989
⦁ Фонарев, А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А. Р. Фонарев. М.: Пресс, 2005
⦁ Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 
⦁ https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/10/08/programma-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»