Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Различные стили преподавания. Психология студентов

Малышева Эльвира Сергеевна
Хотя студенты колледжа - не дети, некоторые студенты это возраста являются недостаточно зрелыми – в большей степени подростками, чем взрослыми. Некоторые из них могут быть крайне чувствительны к критике или контролю преподавателя. Зрелые или нет, все студенты хотят позитивного отношения и демократичного контроля, и ощетиниваются, если эти потребности несправедливо игнорируются. В данном разделе основное внимание уделяется эмоциональным потребностям студентов, типичным конфликтам в классе, порождаемым этими потребностями, а также индивидуальным различиям в тех способах, которыми студенты пытаются их решить. Как и в разделе, посвященном психологии преподавателей колледжа, цель данного раздела заключается в повышении осведомленности преподавателей в отношении эмоциональных взаимодействий в классе, поскольку эти знания могут быть использованы для повышения мотивации и улучшения обучения.
Источники удовлетворения. Каждый преподаватель высшего учебного заведения знает, что студенты отличаются по своей заинтересованности в академических вопросах и мотивации к достижениям в учебе. Некоторые студенты настолько сосредоточены на мире идей, что они полностью брезгуют неинтеллектуальными видами деятельности, такими как спортивные соревнования и общественные мероприятия. Другие студенты находят мало удовольствия в чтении, письме, размышлениях или посещении занятий, хотя их успеваемость может быть адекватной. Тем не менее, большинство находит обучение приятным для собственной пользы.
Они чувствуют удовлетворение, находя ответы, волнение, видя работу своего ума, понимая искусство, а также находя подтверждение своих идей через открытие, что другие интерпретировали человеческий опыт способами, похожими на их собственный.
Учеба в колледже также предоставляет возможности для удовлетворения потребности в освоении материала, для решения и успешного преодоления трудных задач. Конечно же, эта потребность может также быть удовлетворена за счет внеклассных занятий, таких как занятия спортом или студенческие политические клубы, и многие студенты, к сожалению, - никогда не узнали, что можно удовлетворить эти потребности через школьные занятия.
Связанный с этим источник удовлетворения - это стремление стать лучшим – победа над сверстниками в соревновании. Конкуренция за высокие оценки и академические награды -это наиболее очевидная форма конкуренции в классе. Опытные преподаватели ценят усилия и высокие достижения, которые могут производить конкурентные потребности, но они также знают, что обучение, нацеленное в первую очередь на то, чтобы превзойти других студентов, не приведет к стабильной удовлетворенности и может потворствовать эгоистичному или вредному поведению по отношению к другим. Квалифицированные преподаватели могут направлять потребности студентов в соревновательности на деятельность, способствующую обучению, а не поощрять студентов учиться только для оценок.
Все три вида удовлетворенности студентов, которые обсуждались до этих пор, связаны с общечеловеческой необходимостью контролировать события вокруг нас (White, 1963). Запрашивая информацию, решая проблемы, и беря верх над своими сотоварищами, мы контролируем нашу окружающую среду. Студенты также горят желанием иметь контроль в классе. Большинство из них даже не пытаются делать это открыто, хотя некоторые из них записные бунтари.
Как для послушных, так и для мятежных студентов, легче чувствовать себя под контролем предсказуемого учителя, чем капризного. Исследование родительских отношений (Martin, 1975) и стилей лидерства (Cartwright и Zander, 1960; Gibbard, Hartman, and Mann, 1973) показали, что непоследовательность создает почти такую же нервозность, как и неприятие. Большинство студентов, вероятно, найдут курс удовлетворительным, если они считают, что они могут успешно удовлетворить требования сложного, но предсказуемого преподавателя.
В первую очередь потому, что они являются людьми, но во-вторых, потому что они старшие подростки, студенты нуждаются в любви и одобрении от других, особенно авторитетных фигур. Эти потребности являются мощными источниками удовлетворения в классе, как показано степенью важности вопросов, связанных с такими потребностями, методом факторного анализа форм оценки студента. Первым среди этих эмоциональных потребностей стоит стремление к личным отношениям с преподавателем колледжа. Часто выражаемые предпочтения студентов обучаться в более маленьких группах может отражать это желание. Как утверждает Киркпатрик Сейл в «Человеческом масштабе» (1980), крупные масштабы человеческих сообществ, будь то микрорайоны, предприятия или правительства, порождает безликость, где лишь немногие люди находят удовлетворение. То же происходят и в группах колледжа.
В дополнение к личным отношениям, студенты желают, чтобы их преподаватель хорошо о них думал. Студентам нужна любовь со стороны учителей колледжа, но не как родителей или любовников, но, как взрослых, которые одобряют их как учащихся, так и личностей. Студенты находят гораздо больше удовлетворения в обучении, когда они считают, что их преподаватель любит их и доверяет им.
Студентам также необходимо одобрение сокурсников, и не только в качестве друзей и подружек. Студенты хотели бы, чтобы их сокурсники видели в них успешных учащихся, а также, что интересно, как держащих учителей на определенной дистанции. Большинство студентов боятся делать замечания в классе, которые их сокурсники могут посчитать глупыми или как стремление «подлизаться к учителю». Хотя основная удовлетворенность эмоциональных потребностей студента идет от учителей, значительная часть приходит от других студентов, тем более, что с течением времени в группе усиливается эмоциональная вовлеченность.

Различные стили преподавания
Коллективные мероприятия в начале семестра не вредят развитию взаимоотношений, но имеют ограниченное воздействие на их возникновение, в них едва ли примут участие студенты, которые наиболее нуждаются в сближении, и они не могут компенсировать дистанцирование или отрицательные замечания учителя в классе.
Некоторые преподаватели колледжа стараются развивать отношения и принизить свой имидж авторитетных фигур, неформально одеваясь, поощряя студентов называть их по именам, или давая студентам значительную свободу выбора работы, которую они выполняют. Другие поощряют неформальное взаимодействие со студентами вне аудитории, планируя конференции, организовывая вечеринки или пикники, приглашая студентов на обед, или проводя собрания группы на улице на траве или в своих домах. К сожалению, ни одна из этих стратегий не гарантирует удовлетворенности студентов. Кроме того, ни одна из них не является необходимой для развития межличностных отношений и высокой мотивации студентов.
Скорее всего, называть преподавателя по имени или принимать светские приглашения будут именно те студенты, которые уже чувствуют себя относительно комфортно, а не те, кто больше всего нуждается в особом внимании. Для многих студентов непривычно обращение по имени. Эти ощущения непривычности или комфорта при обращении к преподавателю по имени является поверхностными и не являются быстрым заменителем реального периода развития отношений ближе к началу курса, этот комфорт развивается в течение долгого времени. Как отмечает Кеннет Эбл в «Ремесле обучения» (1976 г., стр. 73), лучшая стратегия для развития взаимоотношений «может быть не более формальной, чем предоставление предлога и возможности для легкого разговора». Личные взаимодействия со студентами во второй половине курса, вероятно, будут более значимыми, чем те, которые происходят раньше. Тонкости поведения преподавателя колледжа по отношению к классу в течение всего семестра сделают больше, чтобы создать оптимальную атмосферу класса, чем стремительные структурные изменения в начале («Давайте сдвинем стулья назад и сядем на пол»).
В этой главе предлагаются конкретные способы, которыми преподаватели колледжа могут поддерживать связь со студентами, способствуя мотивации и удовлетворенности. Методы, представленные здесь, были собраны из книг по преподаванию в колледже и наблюдений выдающихся учителей. Они организованы в группы методов, касающихся (1) способствованию развитию личных отношений со студентами, (2) получения регулярной обратной связи от них, (3) мотивации студентов к работе на основе эффективного руководства в классе, (4) уделения особого внимание к определенным типам студентов и (5) решению различных межличностных вопросов.
Способствование развитию личных отношений со студентами
Самый простой способ начать формирование личных отношений со студентами - выучить их имена. Ничто так не впечатляет студентов, как то, что преподаватель колледжа делает серьезные усилия, чтобы знать их как отдельных личностей. Любой преподаватель может научиться различать до 50 студентов по именам и лицам за первые несколько занятий, если он или она подходит к этой задаче с позитивным настроем и полной отдачей. С практикой, некоторые из них могут быть в состоянии запомнить до 100. Запоминание имени каждого студента является настолько эффективным для развития взаимопонимания, поскольку оно сразу предполагает личный контакт, но, при этом, не выглядит поспешным или   навязчивым. Когда мы встречаем нового коллегу, мы узнаем его имя в качестве первого шага в формировании рабочих отношений; поэтому, так же должно быть между учителем и учащимся колледжа.
Ниже описываются стратегии для запоминания имен, которые помогли многим преподавателям. Можно использовать и другие общие методы для улучшения запоминания (Cermark, 1976), но, как и представленная здесь система, любой метод потребует усилий, чтобы быть эффективным.
Начните с представления себя в первый день занятий. Затем раздайте карточки для записей и попросите учащихся написать обычную информацию о себе (плюс все, что вы еще хотели бы знать) на карточках. Не забудьте спросить их, как они хотели бы, чтобы к ним обращались. Затем попросите их добавить любую информацию о себе, которуюони хотели бы довести до сведения преподавателя.  Таким образом, вы просите студентов ответить на ваше личное представление всем из них, индивидуальным представлением себя каждым из них. Указание «Добавьте все, что вы хотите» вежливо побуждает их рассказать немного о себе. Большинство студентов не добавит ничего, но некоторые из них будут послушно перечислять другие курсы, которые они прошли по предмету или их внеклассные занятия; некоторые из них будут пытаться показать свое остроумие или политические взгляды, демонстрируя, какие интересные они личности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»