Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психодиагностика познавательных мотивов у детей с ОВЗ

Масарва Анна Николаевна
В современных реалиях внедрения федеральных образовательных стандартов перед педагогами и психологами стоит сложная и тонкая задача интеграции детей с особенностями развития в условия массовой школы. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является непременным условием их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим, важным является обеспечение доступности качественного образования для детей с ОВЗ, его дифференциация и индивидуальный подход. Именно решение этих задач и является основополагающим пластом для внедрения инклюзивного образования.
       Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Важно отметить, что группа детей с ОВЗ является неоднородной, в связи с тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют контент учебного процесса. Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; 
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; 
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения , обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; 
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; 
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; 
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Исходя из этого, особое внимание должно быть уделено психологическому сопровождению обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Ведь именно своевременная и информативная психодиагностика поможет в оценке и планировании образовательных воздействий для успешности инклюзии обучающихся с ОВЗ. В данной статье хотелось бы остановиться на особенностях психодиагностики мотивационной сферы детей с ОВЗ.
Наличие мотивации к обучению, является основополагающим для успешной интеграции детей с ОВЗ в условия общеобразовательного контента. Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. Психологическое сообщество, изучающие проблему интеграции детей с ОВЗ, все чаще отмечают, что для более продуктивного обучения в школе таких детей важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос об особенностях формирования мотивации учебной деятельности детей с ОВЗ звучит категорически актуально. Древняя мудрость гласит:  «Можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя».   Мы можем включить детей с ОВЗ в учебный процесс общеобразовательной школы, однако  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации, без внутренней активности, позитивного стремления к получению знаний  мы столкнемся лишь  с видимостью   учебной  деятельности. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Существует несколько классификаций структуры мотивационной сферы,  Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность учебной мотивации, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность [1]. Итак, первая классификация мотивов:
-познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление детей к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
-социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия ребенка с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании [6].
Мотивы учения могут быть классифицированы, как внутренние и внешние. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослыми.  Внутренними мотивами являются:  интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, педагогов, значимых взрослых. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы у обучающихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач[3]. Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя дети, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: внутренние мотивы, мотивы социального сотрудничества, мотивы самообразования и мотивы, направленные на достижение успеха. Для того, чтобы корректно и информативно оценить уровень развития мотивации к обучению у детей с ОВЗ необходимо адекватно подобрать психодиагностический материал. С одной стороны необходимо оценить уровень различных мотивов, входящих в общую структуру мотивации к обучению, как таковой, с другой стороны, оценить особенности эмоционально-волевой сферы, чтобы на основе диагностических результатов подобрать адекватное направление психокоррекции и сопровождения детей с ОВЗ. Предлагаемый мной способ оценки уровня школьной мотивации являет собой блок диагностических методик, состоящий из тестов проективного характера (рисуночные методики) и анкету для оценки уровня учебной мотивации, разработанную  Н.Г. Лускановой [5]. Блок проективных методик включает в себя следующие темы: рисунки на школьную тему («Моя школа», «Урок», «Что мне нравится в школе»), рисунок «Кактус», рисунок «Человек под дождем». Рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать Рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать [2].
Исследование эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 году А.М. Шуберт. Полученный материал (свыше 10 тысяч рисунков) показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка — его умом, зрительной памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоционально-волевой сферой — настроением, интересами, активностью и т.п.[7].  Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система балльных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты.
Приведу пример оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».1. Соответствие теме: а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч.свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);
б) ситуации не учебного характера — школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).
При изучении школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
Иногда по рисункам детей можно судить не только об уровне учебной мотивации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.
Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, рисуют класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п.
Чувствительные, сентиментальные дети обязательно включают в рисунок декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).
Проанализировав детские рисунки и получив результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой, мы можем оценить уровень развития учебной мотивации детей с ОВЗ, а так же выявить «западающие» отдельные мотивы, для формирования программы коррекционной работы. Обучение детей с ОВЗ в массовой школе, реализация включенного образования требует большого профессионализма от педагогов и психологов, владения полным спектром образовательных методик, индивидуального подхода и построения индивидуального маршрута с учетом особенностей каждого ребенка с ОВЗ. Именно поэтому, столь актуальным являются вопросы психодиагностики, в особенности для оценки мотивации к обучению.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»