Проблема эгоцентризма и способы децентрации
у детей старшего дошкольного возраста
Иванова Анастасия Владимировна,
педагог-психолог ГБДОУ №113
Санкт-Петербурга
педагог-психолог ГБДОУ №113
Санкт-Петербурга
Ведущей деятельностью старшего дошкольника является подготовка к школе. Помимо того как ребенок овладевает навыками письма, чтения и счета, у него также складывается система ценностных отношений к миру, окружающей среде, к себе и людям. Если система ценностей ребенка нарушена и он продолжает видеть мир только с позиции своего эгоцентричного представления, то дальнейшая адаптация к новым условиям может быть затруднительна. Поэтому очень важно еще в дошкольном учреждении обратить внимание на этот аспект развития личности ребенка и провести необходимую работу в этом направлении.
Понятие эгоцентризма ввел швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Он считал, что детский эгоцентризм – это одна из характеристик детского мышления его интуитивного интеллекта.
Эгоцентризм отличается от эгоизма тем, что у эгоцентриста нет представления о других людях, он не понимает их желания и потребности. Для него не существует других людей в принципе. Тогда как эгоцентрик воспринимает себя «центром Вселенной», эгоист все-таки «видит» людей, осознает, что они тоже могут чего-то хотеть и добиваться, но свои желания он ставит выше и приоритетнее при этом.
При анализе окружающей действительности ребенок рассматривает и видит вещи только со своей субъективной точки зрения, считая ее единственно верной и неоспоримой. Он не подозревает и не допускает мысли о том, что существуют и другие точки зрения, отличные от его. Тем самым, он получает одностороннее представление о мире, часто искаженное и, соответственно, необъективное.
Ж. Пиаже выделил несколько видов эгоцентризма:
Понятие эгоцентризма ввел швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Он считал, что детский эгоцентризм – это одна из характеристик детского мышления его интуитивного интеллекта.
Эгоцентризм отличается от эгоизма тем, что у эгоцентриста нет представления о других людях, он не понимает их желания и потребности. Для него не существует других людей в принципе. Тогда как эгоцентрик воспринимает себя «центром Вселенной», эгоист все-таки «видит» людей, осознает, что они тоже могут чего-то хотеть и добиваться, но свои желания он ставит выше и приоритетнее при этом.
При анализе окружающей действительности ребенок рассматривает и видит вещи только со своей субъективной точки зрения, считая ее единственно верной и неоспоримой. Он не подозревает и не допускает мысли о том, что существуют и другие точки зрения, отличные от его. Тем самым, он получает одностороннее представление о мире, часто искаженное и, соответственно, необъективное.
Ж. Пиаже выделил несколько видов эгоцентризма:
- Интеллектуальный (ребенок уверен, что ветер дует из-за того, что деревья качаются)
- Моральный (ребенок уверен, что его точка зрения единственно верная и другие невозможны)
- Коммуникативный (нежелание и неумение слушать оппонента, стремление говорить только о себе и о своем)
Выяснить уровень эгоцентризма у ребенка можно в нескольких ситуациях:
- Спросить сколько у него братьев и сестер. Чаще всего ребенок отвечает правильно. Далее нужно спросить сколько сестер и братьев у его брата (сестры). Скорее всего ребенок назовет на одного брата или сестру меньше, либо не назовет совсем (если брат и сестра одни). То есть, себя ребёнок не будет считать. Это связано с тем, что ребёнок не воспринимает себя как «приложение» к кому-то, как брата или сестру еще кого-то, он может считать себя только основной, центральной фигурой.
- Взять любую объемную фигуру и посадить ребенка с одной стороны, а с обратной стороны фигуры посадить куклу или игрушку. Попросить ребенка описать, что он видит. Он легко справится с этим заданием. Затем попросить описать, что видит кукла или игрушка с другой стороны. Скорее всего, это вызовет затруднения, так как эгоцентричный ребенок пока не обладает достаточным уровнем эмпатии, чтобы увидеть картинку глазами другого существа.
Чаще всего причины лежат в детско-родительских отношениях, где ребенку с раннего детства потакают, ни в чем не отказывают и исполняют любой каприз. Сталкиваясь с новым социумом в детском саду, такой ребенок испытывает трудности и внутренние переживания. Он плохо адаптируется, конфликтует со сверстниками и взрослыми, замыкается в себе, не умеет устанавливать социальные связи и работать в команде.
Сохранение позиции эгоцентризма в период окончания детского сада и поступления в школу может привести к непреодолимым проблемам в адаптации ребенка к новым условиях коллектива и установленным правилам учреждения.
Ребенок может болезненно реагировать на невнимательность учителя к его персоне, на отказ вызова к доске или ответа на вопрос. Следствием этого может стать агрессия и девиантное поведение по отношению к учителям, к одноклассникам, родителям, и что самое неприятное - к себе, так называемая аутоагрессия.
С точки зрения ученых, занимающихся этой проблемой, эгоцентризм – это необходимость детской психики в отстаивании своих позиций, планов и утверждение своего Я в этом мире. Считается, что к 9 годам у ребенка уже появляется понимание роли других людей и способность видеть окружающий мир глазами другого человека.
Снижение эгоцентризма происходит не в условиях накопления знаний, а в условиях социальных связей, игре и совместной деятельности с другими детьми, родителями и педагогами, где ребенок соотносит и обменивается своей точкой зрения и учится отождествлять себя с другими людьми.
Например, можно построить занятие в виде задачи, где дети ищут ответ вместе с главным героем или они анализируют отношения между персонажами игры, их поступки, действия, способы решения проблемы.
Еще один способ – дорисовать картинку. Один ребенок начинает рисовать одну картинку на заданную тему, а второй ребенок - другую, затем они меняются рисунками и дорисовывают необходимые детали. В конце занятия авторы рисунков обсуждают дорисованные картинки, согласны они или не согласны, если что-то по их мнению лишнее, то оно стирается.
Игра на «перепрятывание». Одна кукла кладет карандаш в стол и выходит из комнаты, другая кукла перекладывает карандаш в шкаф. Кукла, которая выходила, заходит обратно и ищет карандаш. Дети помогают кукле искать. Часто дети ошибаются, что карандаш в столе, а не в шкафу. Им нужно объяснить, что кукла, которая выходила – не в курсе на самом деле, куда перепрятали карандаш, поэтому ей нужно помочь найти карандаш в новом месте, куда его спрятала вторая кукла.
Сохранение позиции эгоцентризма в период окончания детского сада и поступления в школу может привести к непреодолимым проблемам в адаптации ребенка к новым условиях коллектива и установленным правилам учреждения.
Ребенок может болезненно реагировать на невнимательность учителя к его персоне, на отказ вызова к доске или ответа на вопрос. Следствием этого может стать агрессия и девиантное поведение по отношению к учителям, к одноклассникам, родителям, и что самое неприятное - к себе, так называемая аутоагрессия.
С точки зрения ученых, занимающихся этой проблемой, эгоцентризм – это необходимость детской психики в отстаивании своих позиций, планов и утверждение своего Я в этом мире. Считается, что к 9 годам у ребенка уже появляется понимание роли других людей и способность видеть окружающий мир глазами другого человека.
Снижение эгоцентризма происходит не в условиях накопления знаний, а в условиях социальных связей, игре и совместной деятельности с другими детьми, родителями и педагогами, где ребенок соотносит и обменивается своей точкой зрения и учится отождествлять себя с другими людьми.
Например, можно построить занятие в виде задачи, где дети ищут ответ вместе с главным героем или они анализируют отношения между персонажами игры, их поступки, действия, способы решения проблемы.
Еще один способ – дорисовать картинку. Один ребенок начинает рисовать одну картинку на заданную тему, а второй ребенок - другую, затем они меняются рисунками и дорисовывают необходимые детали. В конце занятия авторы рисунков обсуждают дорисованные картинки, согласны они или не согласны, если что-то по их мнению лишнее, то оно стирается.
Игра на «перепрятывание». Одна кукла кладет карандаш в стол и выходит из комнаты, другая кукла перекладывает карандаш в шкаф. Кукла, которая выходила, заходит обратно и ищет карандаш. Дети помогают кукле искать. Часто дети ошибаются, что карандаш в столе, а не в шкафу. Им нужно объяснить, что кукла, которая выходила – не в курсе на самом деле, куда перепрятали карандаш, поэтому ей нужно помочь найти карандаш в новом месте, куда его спрятала вторая кукла.