Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Влияние психологического климата семьи
на формирование личности ребенка

Князева Марина Григорьевна,
педагог-психолог;
Князева Ю.И.,
педагог-психолог ГБУ ДО ЦППС
Кировского района, Санкт-Петербург 

Детская пора - самый важный период в жизни каждого человека, и как пройдет их детство в основном зависит от взрослых – родителей, воспитателей и учителей.

Семья не только дарит человеку жизнь, но и образует первичную окружающую среду в развитии ребенка. Она позволяет получить человеку свой первый социальный опыт, т.к. общение ребенка с родителями это взаимодействие с окружающим миром. На развитие личности, на ее становление влияют все члены семьи, а не только мать и отец.

Воспитание в семье более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т. к. основой его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной, спокойной атмосфере. Чтобы у членов семьи не было разногласий по поводу методов воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов внутри семьи. У ребенка должно присутствовать ощущение безопасности и комфорта. Он должен знать, что его семья является для него источником утешения в минуты отчаяния и волнения. Если его любят, с ним считаются, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров и счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли.

Семейная атмосфера в большей степени способствует развитию у ребенка основных ценностей, моральных и культурных норм поведения. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. [2]

Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.

Развитие ребенка осложняется в тех семьях, где отсутствует гармония. Тогда семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Незнание родителями возрастных и характерологических особенностей своего ребенка, может привести как к деформации межличностных отношений  (родитель-ребенок), так и к нарушению взаимоотношений как с учителями так и со сверстниками. Так же многие родители в методах воспитания стремятся вымуштровать ребенка в соответствии с принятыми в обществе представлениями о том, каким должен быть идеальный ребенок.  Во взаимоотношениях с детьми родители не всегда учитывают его чувства, мысли, представления, побуждения и потребности.

Бытовые проблемы и загруженность на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.

Воспитание внутри семьи продолжается на протяжении всей жизни человека. Его влияние, каким - бы оно ни было положительным либо отрицательным,  человек испытывает везде, где бы он ни был.  И, находясь в школе, ребенок мысленно связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Если психолог работает только с детьми, без взаимодействия с родителями, тогда его помощь будет недостаточно эффективной, т.к. чувство уверенности в себе и своих силах, чувство собственного достоинства, собственной значимости -  важнейшие составляющие формирующейся личности, которые возникают, прежде всего, благодаря родителям.

Триада  «психолог-учитель-родитель», в создании которой психолог занимает активную позицию  особенностей развития детей и создания условий не только для наиболее полного раскрытия возможностей каждого ребенка как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сфере, но и для сохранения психологического здоровья детей, предупреждения эмоциональных расстройств, снятия психологического напряжения всех участников образовательного процесса.

Работая только с ребенком, психолог может снять остроту симптомов какого-либо эмоционального нарушения, не влияя при этом на первопричину. Без взаимодействия психолога с родителями ребенка невозможно получить «эффекта переноса», а именно, поддержки и закрепления нового эмоционального опыта и навыков, наработанных ребенком в процессе его занятия с психологом, в реальный контекст его жизни в родительской семье. В случае  не взаимодействия психолога с семьей, сама работа с ребенком имеет кратковременный эффект, а общая тенденция профилактики эмоционально-личностных нарушений у детей сводиться к минимуму.

К сожалению, психолог встречается с родителями по их собственной инициативе чаще всего уже тогда, когда и сам ребенок и система детско - родительских отношений нуждаются не в профилактической, а в серьезной коррекционной работе. В целом же уровень мотивации родителей на какую-либо совместную работу с психологом довольно низок. Это может быть связано как с недостаточно сформированным уровнем доверия к специалисту, так и с невысоким уровнем психологической грамотности родителей.

Включение родителей в систему «психолог-учитель-родитель» представляется крайне важным звеном в создании благоприятных условий для развития детей.

Диапазон возможных форм работы с родителями достаточно широк и выбор той или иной формы определяется требованиями конкретной ситуации. То и проведение индивидуальных консультаций психолога с родителями, и проведение лекций, практикумов по определенной тематике, а также занятий с элементами тренинга.[1]

Конечно же, взаимодействие с родителями в процессе индивидуальной работы помогает родителям разобраться в сути трудностей, связанных с детьми. Но все-таки, как показывает практика, реальное воздействие на характер детско-родительских отношений при этом невелико. Просветительская же работа (лекции, выступления на родительских собраниях) часто не достигает поставленных целей, т.к. узнав, что они что-то делают «не так», родители лишены возможности обучиться практически способам, более оптимального общения с ребенком.

 Групповая форма психологической работы в данном случае обладает большей эффективностью, т.к. решая задачи, просвещения родителей и помощи (более четкого определения проблем взаимоотношения с детьми, что необходимо для коррекции позиции родителей по отношению к ребенку), в процессе группового занятия родители имеют возможность обучиться навыкам адекватного взаимодействия с детьми.

После групповых занятий с элементами тренинга значительно увеличивается количество обращений родителей за консультацией к психологу, что, несомненно, связано с расширением диапазона доверия и безопасности между психологом и родителями, и осознанием того, что психолог реально может помочь в решении.

От уровня психологической компетентности родителей зависит успешность и результативность в процессе формирования личности ребенка, т.к. воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребенка органически вписано в ее жизнедеятельность. Основной целью детского психолога является психологическое просвещение. В основу которого, входит знакомство родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.

 

Список используемой литературы

1.     Бурлакова Н. С. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов. – М.: УЦ «Перспектива», 2004. – 88с. 

2.     Гринберг С. Н., Савельева Е. В., Вараева Н. В., Лобанова М. Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007. – 352 с. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»