Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие эмоционального интеллекта в процессе обучения

 
Торопчина Татьяна Юрьевна,
учитель химии ГБОУ СОШ № 515,

Санкт-Петербурга
 
Введение
Интеллект трудно поддается определению, так как есть несколько видов интеллекта. Его действие распространяется на самые разнообразные задачи — от физической борьбы за выживание до комплексного решения проблем на высоком уровне. Существует несколько определений интеллекта:
интеллект — это ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека;
интеллект —это совокупность способностей, дающих возможность качественно выполнять умственную работу.
Условно можно выделить следующие виды интеллекта:
  • вычислительный;
  • речевой;
  • пространственный;
  • практический;
  • эмоциональный и социальный;
  • а также музыкальный и творческий
Новейшие исследования [1] показывают, что во многом успешность взрослого человека в обществе определяется не столько академическими знаниями и уровнем общего интеллекта (IQ), сколько умением управлять своим эмоциональным состоянием и предсказывать реакции окружающих (EQ), т.е. уровнем эмоционального интеллекта. 
  1. Компоненты эмоционального интеллекта (EQ)
Эмоции формируют особый вид интеллекта, способный очень качественно поднять учебные и иные личностные показатели развития ученика, даже на первый взгляд неспособного или же недостаточно способного к тому или иному предмету, к тому или иному виду деятельности. 
«ЭИ» обычно определяют как «способность осознавать собственные чувства и чувства других людей, вырабатывать для себя мотивацию и справляться с эмоциями как в самих себе, так и в отношениях с другими людьми» [1].
Авторами первой концепции ЭИ в психологии считают Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо, согласно которым «эмоциональный интеллект – это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями» [цит. по 2].
Значительно шире понимает ЭИ  Д. Гоулман.
Он включает в ЭИ пять основных эмоциональных компетенций[1]:
• самосоосознание: знание того, что мы чувствуем и использование этих знаний в качестве руководства при принятии решения, в т.ч. реалистическая оценка собственных способностей и обоснованное чувство уверенности в себе;
• саморегуляция: умение так обходиться с эмоциями, чтобы они способствовали, а не мешали выполняемому в данный момент заданию.
• мотивация: использование наших эмоциональные предпочтений для направления деятельности к поставленным целям, в т.ч. чтобы принимать на себя инициативу, быть способным продолжать деятельность, встречаясь со страхами, тревогами и разочарованиями;
• эмпатия: ощущение того, что чувствуют другие люди, в т.ч. способность встать на их точку зрения и развитие взаимопонимания и настроенности на широкое разнообразие людей;
• социальные навыки: хорошее владением эмоциями во взаимоотношениях и точное «прочитывание» социальных ситуаций и систем социальных отношений между людьми, в т.ч. использование этих навыков для убеждения и руководства, ведения переговоров и улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы.
Каждая из пяти составляющих ЭИ состоит из нескольких субкомпонентов:
1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
2)навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
4) управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;
5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
Этот вид интеллекта очень много значит во всех областях жизни. В основном, это способность понять чувства других в общении. Более конкретно эмоциональный и социальный интеллект охватывает следующие основные способности:
в эмоциональной сфере:
  • не позволять своим чувствам переливаться через край;
  • сознательно влиять на свое поведение;
  • пользоваться чувствами позитивно;
  • действовать на основании этого.
в социальной сфере:
  • умение общаться с другими людьми;
  • находить общие точки соприкосновения;
  • признавать чувства других людей;
  • уметь представить себя на месте другого человека;
  • способность осуществлять свои собственные желания, добиваться поставленной цели.
  1. Как эмоциональный интеллект сможет помочь в процессе образования?
Доказано, что высокий уровень ЭИ связан с высокой  стрессоустройчивостью, высокой удовлетворённостью жизнью,  с меньшей частотой проявления антисоциального поведения, употребления психотропных препаратов, алкоголя и курения; со способностью доводить деятельность до конца.[1]
Важно иметь в виду, что образование — процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения.
Существует три кита успешного образования с учетом EQ:
1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные и траектория обучения, соответственно, тоже).
2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребенка, избегает оценки и критики).
3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).
Когда ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает результаты, с которыми, как с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:
  • Знание, умение, навык.
  • Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).
  • Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности.
  • Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте и так далее.
  • Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.
Работа с эмоциональным интеллектом помогает развить в ребенке мотивацию – он не боится неудач, учится идти к своей цели и добиваться желаемого. Вовлеченность зависит и от того, понимает ли ребенок смысл заданий — для чего мы это будем делать? Зачем это ему? Как он сможет применить это в реальной жизни? Не стоит забывать, что даже отрицательные эмоции могут быть полезными: гнев усиливает способность различать сильную и слабую аргументацию, а легкая грусть может помочь проанализировать и отредактировать письменные документы. Задача обучения — передать ребенку навык и развить в нем мотивацию: школьнику важно почувствовать радость и собственную значимость от применения новых изученных навыков. А радость, в свою очередь, мы чувствуем от реализации собственных целей. (4)
  1. Способы развития ЭИ на уроках химии и во внеурочное время.
Требования ФГОС направлены на развитие таких способностей учеников, которые соответствуют понятию эмоциональный интеллект: коммуникация, самооценка, саморегуляция и т.д. Применяемые современные педагогические технологии в обучении способствуют развитию основных компонентов ЭИ учеников.
1.Осознание и понимание собственных эмоций.
Первым компонентом развития ЭИ является понимание эмоций. Как ни странно, считается, что многие люди не понимают или не осознают своих эмоций. Это понимание тренируется в процессе обучения. Урок начинается и заканчивается просьбой учителя к ученикам выразить свое эмоциональное состояние. Такие ежедневные тренировки приводят к пониманию того, что чувствуют ученики и использованию этих знаний в качестве руководства при принятии решения.
Для этой же цели можно предложить ученикам в начале года написать эссе «Зачем я изучаю химию». В сочинении обучающиеся выражают свое отношение к предмету, так или иначе проявляя свои эмоции.
2.Развитие навыков межличностного общения.
Лабораторные и практические работы, как правило, проводятся в группах или в парах. Работая вместе над заданием, обучающиеся приобретают навыки эмпатии. Повышается чувство ответственности за свои действия.
3.Саморегуляция – умение управлять эмоциями.
Нестандартные уроки (театрализованные уроки, игровые уроки, межпредметные уроки) всегда интересны ученикам. Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению и творчеству. Развить умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться, проявлять и управлять своими эмоциями.
Большой объем изучаемого материала позволяет провести ограниченное количество таких уроков, зато игровые элементы можно использовать на каждом уроке, например, в качестве разминки.
Приведу несколько примеров игровых разминок, которые активизируют эмоции учеников в начале урока:
Химическая разминка
В этой игре участвует весь класс. Учитель называет какой-нибудь химический элемент (например, сера) и показывает этот элемент в периодической системе. Следующий ученик, к которому обращается ведущий, должен быстро назвать другой химический элемент (азот), начинающийся на ту же букву, на какую заканчивается название предыдущего элемента. Другой учащийся продолжает – титан, третий – неон, четвертый – ниобий и т.д. Побеждает тот, кто больше назовет химических элементов.
                                                      Шесть слов
Каждый играющий пишет на листке бумаги в столбик следующие слова:
1.металл
2.неметалл
3.химическое соединение
4.химическая реакция
5.ученый-химик
6.химический термин
Затем ведущий называет букву. Задача игры состоит в том, чтобы как можно быстрее написать название металла, неметалла, химического соединения и т.д., начинающегося с той буквы, которую назвал ведущий. Тот, кто первым написал все слова, выигрывает.
                                                Химические термины
Ведущий называет слово, состоящее из различных букв, например, АМИД. Играющие записывают это слово в таблицу так, чтобы в каждой верхней графе находилось по одной букве, ниже которой участники игры записывают по четыре – пять химических терминов, начинающихся с данной буквы. Выигрывает тот. Кто быстрее напишет все слова, или кто напишет больше слов за определенное время.
Любимая игра восьмиклассников на уроке биологии  - «Поликлиника». Класс делится на группы: врачи, медсестры, пациенты. Каждый получает ситуационное задание, используя свои знания, в своей роли старается выполнить его.
  • Загадки на уроках химии и биологии.
Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Они требуют от отгадывающего неординарного мышления, развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат видеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное. Чтобы успешно отгадывать загадки, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Они позволяют учителю без каких-либо анкет, специальных тестов выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика.
Примеры загадок - анаграмм:
1.Течет здесь вода, орошает поля –
Для этого создали люди меня.
Но быстро могу свою суть изменить:
В парафин меня можешь легко превратить. (канал – алкан)
2.Я – газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец.
Но буквы переставишь мне,
И я – истории творец.(радон – народ)
3.Горючий продукт я,
«Живу» на болотах.
Но есть одна буква
В названье коротком.
Прыжок ее быстрый –
И все изменилось:
Я стал элементом.
Так чудо свершилось! (торф – фтор)
4.Повышение мотивации к изучению темы путем использования на уроках проблемных ситуаций, вопросов или задач. Удивление – одна из эмоций, которую наиболее часто должны испытывать ученики на уроке. Уроки химии и биологии – благодатная почва для вызова таких эмоций.
Пример такой задачи, предложен учителем химии Лобановой А.Л. (5).
Задача 1. «Пища для мозга». Сахароза относится к числу наиболее распространенных  дисахаридов. Она имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека. Известный советский ученый П.М. Жуковский чрезвычайно высоко оценил роль сахаров в развитии человеческой цивилизации: «В развитии человеческой культуры на земле сахару принадлежит огромная роль, конечно, не непосредственное, а через его физиологическое действие на весь организм человека. Начиная с раннего детства и до старости мы испытываем глубокую потребность в сахаре. Там, где надо приложить много физической и умственной энергии, где необходимо сохранять хорошую память, сахар незаменим». Во всем мире сахарозу получают, как правило, из сахарного тростника или сахарной свеклы. Древние Бенгалия явилась родиной сахарного тростника.
         В России первоначально сахар продавали в аптеках. В России первые свекловичные сахаропроизводящие предприятия появились в 1801-02 годах. В начале 20 века в течение года человек съедал 2 кг сахара, сейчас – 40 кг.      
             Задание.
1. Прочитайте внимательно текст параграфа о сахарозе. Составьте список растений, содержащих сахарозу.
2. Обрисуйте в общих чертах способ извлечения сахарозы из свеклы или других растений. Составьте  схему, которая показывает процесс получения сахара.
3. Проведите эксперимент, доказывающий состав и строение сахарозы:
а) реакция с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании;
б) реакция с «известковым молоком».
4. Проанализируйте особенности строения сахарозы и составьте перечень основных свойств сахарозы с точки зрения связи свойств со строением как представителя дисахаридов. Предложите план эксперимента, позволяющий отличить сахарозу от других углеводов.
5. На основе дополнительной информации оцените значимость сахарозы для современного человека.
6. Выскажите критические суждения по поводу названия диетологами сахара «белой смертью», согласитесь или опровергните.  Составьте в виде рекламы рекомендации правильного использования человеком сахара.
Задача 2. Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами, если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей её 2%. После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости. Какой вывод вы сделаете для себя?
Задача 3. Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в аптеку, важность знаний по химии, директор показал на женщину, работающую со склянками, и сказал, что здесь готовится 5%-й спиртовой раствор борной кислоты, и тут же дал школьникам задачку на 5 мин. Решите и вы её.
Определите долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.
Задача 4. Уходя на работу, мама поручила Ксюше постирать тюль и свести пятно от ржавчины лимонной кислотой. Покопавшись в книге «Домоводство», Ксюша поняла, что нужно приготовить 10%-й раствор кислоты и погрузить туда на 30 мин ткань с ржавым пятном размером с её ладошку.
Будь вы Ксюшей, сколько взяли бы воды и кислоты для приготовления раствора? В какой ёмкости выводили бы пятно?
        Задача 5. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.
Сколько 250-граммовых  стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.
         Задача 6. Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%-го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1. Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?
 Ситуационные задачи позволяют изменить характер преподавания: педагог становится партнером учащихся в решении проблем задачи, формировать химические коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся  и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.
5.Внеурочные занятия.
Основной внеурочной деятельностью является работа над исследованиями и проектами. Ученики, работая в группе или индивидуально развивают сразу несколько компонентов ЭИ: эмпатию, самомотивацию, самоконтроль. Работа над проектом вызывает самые разные эмоции, не всегда положительные. И это хорошо, так как, ученик вынужден учиться управлять своими эмоциями, если он хочет, чтобы работа продолжалась. Отмечено, что дети, осознанно выбравшие тему проекта и удачно защитившие  свою работу, в дальнейшем чувствуют себя более уверенно не только в среде сверстников, но и на уроках.
  1. Значение наличия высокого уровня  эмоционального интеллекта учителя в процессе образования.
Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом по сравнению с неэмоциональными, потому что им подвластно зажигать детские сердца и вести учеников за собой. Они, как правило, популярны и любимы. Недостаточно профессионально подготовленный педагог, с низким уровнем развития эмоционального интеллекта несет невосполнимые потери, так как страдают учащиеся, ухудшается психологическая атмосфера урока.
Проведенные исследования показали: эмоциональные состояния учителей и учащихся функционально связаны. Если учителя были напряженными, нервозными, раздражительными, то такое состояние довольно быстро переходит на их учащихся. [1]
Профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. Эмоциональный интеллект выступает как фактор продуктивности педагогической деятельности, способствующий как приобретению профессиональных знаний и умений, так и личностное развитие учителя и его учеников. Эмоциональный интеллект является важным звеном профессионального саморазвития личности педагога, определяющим соответствие его личности требованиям профессиональной деятельности.
Таким образом, высокий уровень эмоционального интеллекта педагога, внедрение инновационных педагогических технологий, активное вовлечение учеников во внеурочную деятельность создают условия для развития эмоционального интеллекта школьников.
Список используемой  литературы:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. Ценное практическое руководство по развитию и совершенствованию эмоций человека – Москва: АСТ; Владимир: ВКТ – 2010.
2. Damasio A. The feeling of what happens. Body, emotion and the Making of consciousness – London: Heinmann – 1999.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к “исчезновению”? // Психологический журнал (Минск) – №1 – 2006 – с. 28-31.
4.  https://letidor.ru/obrazovanie/vot-kak-emocionalnyy-intellekt-vliyaet-na-uspevaemost-v-shkole.htm
5.Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся/ rudocs.exdat.comdocs2/index-579437.html
6.Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы – М.: Просвещение, 1993 – 96с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»