Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Заметки на полях

Шубина Елена Леонидовна,
педагог-психолог ГБОУ гимназии 446
Санкт-Петербурга

 

Прагматизм современной школы не обошел стороной ни учителей, ни родителей.

Авторитет учителя падает, интерес к учёбе уменьшается, стена непонимания и взаимных претензий между учителями и родителями растёт.

Подлинная проблема образования  носит нравственный характер.

Почему человек становится педагогом? Для чего люди создают семью? И в браке, и в педагогической деятельности люди удовлетворяют свою потребность любить и быть любимыми, заботится о ком-то, чувствовать, что и о тебе заботятся. Ребёнок – смысл жизни и родителей, и педагогов. Тогда почему он страдает, родители переживают, учителя недоумевают?

Любой ребенок имеет право рассчитывать на семью, где его принимают таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками, любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.

Эффективно обучать – значит серьёзно думать и об ученике,  и о семье, и о школе. Без участия родителей школу не изменить. Единое видение семьи и школы на процесс воспитания даст возможность вырастить нравственную, гармоничную личность, наделенной как умом знаниями, так и душой и сердцем.

 

Итак, мысли, советы, рекомендации, ориентиры…

 

Читайте, дополняйте и спорьте!

ВНИМАНИЕ.

Любому человеку, как ребёнку, так и взрослому, необходимо внимание. Для ребёнка оно обеспечивает надёжность, безопасность: «Я кому-то интересен, я что-то значу, я представляю из себя ценную личность».

Каждый из нас множеством нюансов своего голоса, позой, мимикой может сообщить другому очень значимую информацию. Каждый человек есть и передатчик информации, и  приёмник, улавливающий её от других. Нам жизненно необходимо знать, что на все перемены, происходящие в нас, кто-то откликается, как эхо в горах.

Без удовлетворения потребностей в прикосновении, внимании ребенок останавливается в росте, чахнет, не развивается должным образом как физически, так и умственно, эмоционально и духовно.

 

ПРИНЯТИЕ И ОДОБРЕНИЕ.

Принятие ребёнка таким, каков он есть, даёт ему внутреннюю свободу для настоящего личностного роста.

В общении всё время надо давать знать ребёнку, что мы его видим, слышим, т.е. принимаем его. Ни одно сколько-нибудь полезное или доброе дело ребёнка не должно остаться без похвалы и одобрения. Плохо жить невидимкой, незамечаемым существом среди тех, кого ты любишь и ценишь.

Некоторые родители, учителя  боятся похвалой испортить ребенка: как бы не возомнил о себе много и не утратил стремления к совершенствованию. Не бойтесь уважаемые взрослые: чего не добьешься порицанием того добьешься похвалой!

 

УМЕНИЕ ХОРОНИТЬ СВОИ ПОТЕРИ.

Вся наша жизнь состоит как из приобретений, так и потерь, утрат. Утраты в данном контексте – любые эмоционально значимые события с отрицательным знаком:  поражения в соревнованиях, неуспех на экзамене, расставание, неразделенную любовь, и т.д.

Что значит хоронить свои потери? Это возможность их «отработать», отреагировать на них. Реакция всегда сопряжена с душевной болью, страданиями. Реакция требует времени. Когда мы имеем такую возможность, и осознаем эту потребность  в реакции на наши несчастья, тогда мы растём в духовном смысле, совершенствуемся для встречи с новыми потерями. Это не пустая трата внутренних сил, она обернётся ещё большим выигрышем в смысле душевного роста, чем успех.

 

РУКОВОДСТВО.

Руководить действиями ребёнка, вести его по жизни - это значит отказаться от диктата и приказа. А что же делать? Помогать расти (не только физически, но и психически).

Глубже, прочнее действует на ребёнка пример поведения окружающих. Но больше всего - пример любимого и авторитетного человека. Поэтому спешите моделировать социальные навыки детей своим положительным примером. Всё услышанное, увиденное, пережитое в детстве откладывает свой отпечаток в душе и остаётся с человеком на всю жизнь.

 

ПОДДЕРЖКА.

Поддержка должна быть такой, чтобы не воспитатель, а воспитуемый был активно действующим лицом. Воспитатель же поддерживает усилия неокрепшей души в самореализации, в осуществлении лучших порывов. Истинное уважение к другому предполагает веру в то, что он многое может сделать сам. Главное  - не заблокировать выход потенциальным возможностям человека. Это и есть поддержка.

 

ПРЕДАННОСТЬ И ДОВЕРИЕ.

Детей нельзя обманывать. Необходимо выполнять свои обещания перед детьми.

Только маленькие, наивные дети бывают доверчивы ко всем. По мере взросления накапливается горький опыт разочарований, крушения надежд.

Нам хорошо только тогда, когда и нам доверяют и мы можем не опасаться довериться другим.

Доверие означает, что, с одной стороны, ваш друг никогда не злоупотребит вашими чувствами и вы можете не бояться их обнаружить, с другой стороны, что и вы никогда не будете злоупотреблять чувствами своего друга и он может свободно их выражать.

Доверие – это и невозможность причинять боль другу сознательно, намеренно.

Доверие строится постепенно, медленно и стоит очень дорого.

 

ДОСТИЖЕНИЯ.

Ничто так не способствует успеху, как успех. Для развития личности необходимы определённые достижения. Только они и вселяют в человека веру в свои возможности.

Самое большое достижение для человека – это преодоление своих слабостей, совершенствование навыков, т.е. работа над собой.

Душа обязана трудиться, но в ней должно быть и место для гордости достигнутым. Не забывайте и сами себя поздравить с успехом.

 

Семья нужна школе, а школа – семье. Поэтому семья и школа должны помочь обрести дорогу к ребёнку, а значит, дорогу к себе, к счастью.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»