Подвижные игры и их коррекционная роль в воспитании детей с ОВЗ
Мызенкова Галина Семеновна,
воспитатель школы № 502
Санкт-Петербурга.
Одной из первых задач педагога – научить детей беречь и укреплять свое здоровье, формировать личность ребенка.
Дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с проблемами интеллекта, с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.
Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
У детей с проблемами интеллекта и нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованием и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п. При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий времени и пространства, улучшают качество внимания , звукопроговаривание и т.п, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. В игре приобретаются навыки общения как со взрослыми, так и с детьми.
Подвижные игры это средство активного отдыха после занятий. В процессе игры воспитатель руководит как действиями всей группы в целом, так действиями каждого ребенка. Он постоянно поддерживает интерес к игр, поощряет играющих. Непосредственное участие воспитателя в игре придаст ей живость, сделает ее эмоциональнее. Руководя игрой, он должен помнить о задаче коррекции поддерживать самостоятельность и инициативу детей. Пассивных детей включают в активные действия, легко возбудимых, быстро отвлекаемых.- в действия, требующие внимания и выдержки, волевых качеств, умения сознательно управлять своими движениями.
Повторяя старые и предлагая детям новые игры, воспитатель должен стремиться улучшать их проведение. Только при условии прочного усвоения проводимых с детьми игр у детей с ОВЗ будут формироваться двигательные, развиваться интерес к игре, коллективной деятельности.
Вовлечения в игровую деятельность детей с ОВЗ начинается обычно с игр малой подвижности и простых по сюжету и содержанию. Простые игры подготавливают детей к более сложным, так как в них уже требуется соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды воспитателя, воспитываются выдержка и дисциплинированность, необходимые в любой игре. Искренность, доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопережевание и умение помочь, заметить успехи - вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре. Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъем.
Единственное требование к подвижным играм - они должны интересны детям.
Использованная литература: Мастюкова Е.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, Лях В.И. Координационные способности школьников., Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии.