Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гиперактивный ребёнок

 Демина Ирина Николаевна, высшая категория;
Кононова Анна Борисовна, высшая категория;
Юн Татьяна Юрьевна, высшая категория
учителя-логопеды ГБДОУ №81
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
 
Что делать, если ребёнок постоянно находится в движении (кажется, что к нему «подключен моторчик»)? Что делать, если ребёнок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, если ему трудно усидеть на занятиях? Надо ли ругать (а может, пороть?) такого гиперактивного ребёнка? Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное — что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология (и нуждается ли малыш во втором случае в помощи специалистов)? С такими вопросами родители часто обращаются к врачам и психологам.
Высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что мешает развитию и обучению ребёнка. Такое нарушение называют гипердинамическим синдромом или синдромом повышенной двигательной активности. И здесь стоит отметить, что хотя на первый план выходит избыточная подвижность ребёнка, основным дефектом в структуре данного заболевания является дефицит внимания. То есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (или СДВГ) представляет актуальную проблему в связи с его высокой распространённостью среди детей.
Портрет ребёнка с СДВГ.
Проявления СДВГ беспокоят родителей с первых дней жизни ребёнка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, шуму, духоте, температуре и т.п.), плохо спят, во время бодрствования подвижны, возбуждены. В 3-4 года отчётливой становится неспособность ребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо: он не может спокойно дослушать сказку, играть в игры, требующие даже минимального уровня произвольности деятельности.
Ребёнок с СДВГ любопытен, но не любознателен. Он на всё смотрит, всё слушает, трогает, пробует, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимый опыт. Его знания, рассуждения, умозаключения очень поверхностны, поскольку основополагающее детское «почему?» удовлетворяется первыми словами без попыток достижения сути. В результате ориентация сводится к поверхностным представлениям о предметах и явлениях, к упрощённому пониманию социальных и межличностных отношений.
Ребёнок с СДВГ всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во время приёма пищи. Его руки постоянно в движении: что-то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На нём «горит» одежда и обувь. Он всё теряет. Действует, не задумываясь о последствиях. Часто проявляет агрессивность. Плохого не замечает. Не помнит обиды, и хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с ними. От избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребёнок в коллективе.
Пожалуй, никакое другое нарушение при СДВГ не вызывает так много нареканий со стороны родителей, воспитателей, родителей, как вопиющая расторможенность и отвлекаемость. Такому ребёнку более всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных взрослых. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают, сколько его. В результате ребёнок ожесточён и часто становится лидером в группе детей и подростков с демонстративно отклоняющимся поведением.
Классификация СДВГ.
По международной классификации выделяют три формы СДВГ. В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. По распространённости это самая частая форма СДВГ. Во второй форме преобладают нарушения внимания (однако нарушения внимания, как правило, имеют место и у детей с неврозами и невротическими состояниями; в этом состоит трудность диагностики). В третьей форме преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребёнка есть только гиперактивность, это скорее всего связано с его индивидуальными особенностями, в частности с темпераментом, и здесь не всегда можно говорить о патологии.
СДВГ относят к группе минимальных мозговых дисфункций (ММД). Симптоматика СДВГ почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года. При этом средний возраст при обращении к специалистам 7-8 лет, когда школьная неуспеваемость вследствие указанных причин становится очевидной.
СДВГ практически не выявляется при обычном неврологическом обследовании. Только при проведении электроэнцефалограммы становится возможным обнаружить очаги патологической активности в коре головного мозга.
Критерии СДВГ.
Поводом для обращения к специалистам могут быть приведённые ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребёнком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.
Особенности поведения:
- появляются до 8 лет;
- обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
- не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
- вызывают психологический дискомфорт и дезадаптацию;
- наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.
Невнимательность.
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 месяцев:
- неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
- неспособность вслушиваться в обращённую речь;
- неспособность доводить задания до конца;
- отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
- потери необходимых предметов для выполнения задания (письменные принадлежности, книги и т.д.);
- забывчивость в повседневной жизни;
- отстранённость от занятий и отвлекаемость на посторонние раздражители.
Гиперактивность и импульсивность.
Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 месяцев:
- ребёнок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ёрзает, бегает, карабкается и т.п.;
- вскакивает с места без разрешения;
- выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- не может играть в тихие игры, отдыхать;
- не может дождаться своей очереди.
- влезает в разговор старших, занятия других детей.
- неспособность доводить задания до конца.
Дополнительные признаки:
- нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
- эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
- нарушения отношений с окружающими вследствие `плохого поведения`;
- парциальные задержки развития при сохранном интеллекте;
- нарушения сна.
Рекомендации для родителей и педагогов.
Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребёнок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребёнка в процессе лечения.
Чтобы предупредить социальную и школьную дезадаптацию, с расторможенностью ребёнка необходимо бороться ещё до того, как он научится ходить, чётко разграничивая целенаправленную активность и бесцельную подвижность.
Поскольку врождённые особенности нервной системы не позволяют ребёнку обуздать избыточную двигательную активность, её надо чётко направлять и организовывать с раннего возраста. Именно организация двигательной активности является фундаментом обуздания расторможенности. Вся организация деятельности гиперактивного ребёнка (игровой, трудовой, учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что требует значительной самоотдачи от педагогов и родителей. Таким детям очень полезно заниматься ритмикой, хореографией, танцами. Очень полезно играть с ребёнком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребёнка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой.
Когда ребёнок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребёнку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно станет для него привычкой. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Режим дня гиперактивного ребёнка выстраивается таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и решительно пресекать.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»