Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР
Правила дорожного движения
Дьячкова Наталия Сергеевна
Цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
1. Расширять знания детей о правилах безопасности в качестве пешехода; знания о дорожных знаках (предупреждающие, предписывающие, запрещающие).
2. Совершенствовать речевые навыки детей:
· умение строить грамматически и логически правильную фразу;
· развитие умения согласовывать окончания сущ-ых во множ.числе;
· умение пользоваться предлогами;
· развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
· умение находить слова с заданным звуком Р или другим;
· умение последовательно и связно излагать свои мысли.
3. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики.
4. Развитие познавательной активности через деятельностный подход.
5. Воспитание элементарных общепринятых норм и правил взаимодействия с окружающими.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», мяч, карточки для игры в «Светофор», листочки с написанными словами и клеточками под ними; кубик с предлогами. Предварительная работа: беседа о правилах дорожного движения, рассматривание картинок с ситуациями на дорогеи тротуаре.
Ход занятия
IОрганизационный момент
Логопед приглашает детей, просит встать возле своих стульчиков. Загадывает загадки. Отгадывающий садится за стол.
1. Шагаешь впереди – лежит,
Оглянешься назад – бежит.
(дорога)
2. Пока молод черный,
Теплый, размягченный.
А как постареет –
Затвердеет, поседеет.
(асфальт)
3. Веселая работа!
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши!
(регулировщик)
4. Полосатые лошадки
Поперек дорог легли
Все авто остановились,
Если здесь проходим мы.
(зебра)
5. Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
(светофор)
II Основная часть
1. Игра «Подскажи словечко»
Логопед проводит беседу с детьми, и просит их подсказать недостающее слово: «Ребята, в каком мы с вами городе живем? (ответы). Мы знаем, как много улиц в нем и проспектов. Какие вы знаете улицы? (ответы). Все они широкие и ….(узкие) , короткие и ….(длинные). На каждой улице есть проезжая часть и …(тротуар). Люди, идущие по улице, называются…(пешеходами). Это дети и …(взрослые), бабушки и …(дедушки). Чтобы не нарушать правил дорожного движения, пешеходы должны идти только по тротуару. Скажите, а где мы можем перейти улицу, ведь на ней столько машин?...(ответы). Правильно, на пешеходном переходе! А что нарисовано на пешеходном переходе? …(ответы). Давайте вспомним, какие еще знаки и правила дорожного движения вы знаете? (ответы детей).
2. Развитие фонематического анализа.
Логопед раздает детям листочки, на которых записаны слова: зебра, улица, дорога, сигнал, светофор (слов по количеству детей, в каждой клетке одна буква). Под каждой буквой квадратик для каждого звука. Дети по очереди читают слова, затем делают разбор звуков: красным раскрашивают гласные, синим – твердые согласные; зеленым цветом – мягкие согласные.
Логопед: последнее записанное слово светофор. Давайте поиграем в игру «Светофор»
3. Игра «Светофор»
Каждому ребенку выдается карточка в виде светофора. Дети располагают ее горизонтально, слева зеленый цвет (начало слова). Затем выдается фишка. Логопед произносит слова с необходимым звуком, а дети ставят фишку на нужный цвет (зеленый – начало слова, желтый – середина, красный – конец слова), в зависимости от того, где слышится этот звук.
4. Физ.минутка «Один – много»
Логопед предлагает детям встать, и проводит игру с мячом. Бросает ребенку мяч, называя фразу, ребенок возвращает мяч, изменяя существительное в ед.ч. на сущ-ое во множ.числе:
· В нашем городе не одна улица, а много…(улиц);
· Не один светофор, а много…(светофоров);
· Не одна дорога, а много… (дорог);
· Не один перекресток, а много… перекрестков);
· Не один знак, а много… (знаков);
· Не один пешеход, а много…(пешеходов);
· Не один проспект, а много…(проспектов) и т.д.
Логопед просит отвечать детей полными предложениями.
5. Игра «Придумай предложение»
Логопед проводит игру с кубиком. На каждой его грани обозначен предлог. Ребенок, которому выпала грань с каким-то предлогом, составляет с ним предложение. Например, логопед бросает кубик на стол, выпадает предлог «В». Логопед придумывает предложение: В лесу много грибов. Затем дети по очереди бросают кубик и придумывают предложения.
6. Игра «Правильно-неправильно»
Логопед раздает детям парные картинки, на которых изображена одна и та же ситуация, только на одной из них люди ведут себя на дороге правильно, а на второй нет. Дети по рассматривают свои картинки, находят правильную из них и объясняют всем свой выбор. Логопед следит за тем, чтобы ответы всех детей были полными.
III Заключительная часть
Логопед просит вспомнить, чем сегодня занимались на занятии, что понравилось, а что нет; что нового узнали дети.