Необходимость приёмов арт-терапии
на уроках изобразительного искусства
Сечко Людмила Михайловн,
учитель изобразительного искусства
учитель изобразительного искусства
Работа посвящена реализации приёмов арт-терапии на уроках изобразительного искусства. Любой ребёнок способен выразить себя, свои чувства и своё состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых детей – это единственный способ выразиться, заявить о себе как о творческой личности. Представить, такую возможность всем учащимся даёт арт-терапия.
Одно из направлений арт-терапии: изотерапия - это работа с рисунком. Учитель предлагает ребёнку проработать свой страх, осознать источник возникновения страха через свой рисунок. Чаще всего, на первом занятии многие говорят одну и туже фразу: «Я не умею рисовать», но цель занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы человек смог выразить на листе бумаги свое внутреннее состояние. Рисунки делают по желанию фломастером, карандашом или гуашью. В последнем случае учитель предлагает сделать рисунок не кистью, а просто пальцами, макая пальцы в баночку с гуашью. Кроме того техника "рисование пальцами с использованием гуаши" хорошо зарекомендовала себя при работе со слабовидящими и глухими детьми. Цветовая гамма, используемая в рисунке, у каждого может быть своей, в зависимости от настроения и того состояния, в котором находится человек. Для рисунков годится любая бумага по цветовой гамме и по размеру. В одних случаях можно использовать листы очень маленьких размеров, в других случаях используют формат ватмана или рулоны обоев. По мере проработки тех или иных проблем каждая эмоция постепенно ассоциируется с определенным цветом, своей формой, своим символом. При совместной работе с арт-терапевтом эта цветовая гамма может постепенно меняться, символы - трансформироваться. Не каждый человек может выразить словами, что он испытывает во время страха или другого эмоционально нагруженного состояния. Порой это легче сделать с помощью рисунка. Рисунки, выражающие страх или другие негативные эмоции, у разных людей не повторяются. Порой они носят такой необычный характер, как будто человек рисует не реальность, а один из своих снов. Рисунки при этом спонтанны, идет полная импровизация. Человек просто следует за ходом своих мыслей. Бывает так, что человеку снятся постоянно кошмары. И здесь тоже можно нарисовать свой сон, тем самым вытащить свой страх из глубины души на уровень сознания. Иногда чтобы проследить, откуда берет свое начало страх и что за этим стоит, нужно сделать целую серию рисунков. Переложив свой страх на лист бумаги, человек может делать с этим рисунком все, что угодно. Учитель предлагает в таких случаях проявить полную свободу в выражении своих чувств. Кто-то этот рисунок сжигает, а кто-то с яростью разрывает на мелкие кусочки и выкидывает в мусорное ведро, или топчет ногой. В любом случае происходит работа со страхом или иным негативным состоянием. Чтобы снять эмоциональное напряжение можно заменить рисунок со страхом на какой-нибудь веселый или нелепый по своему содержанию. Таким же образом можно работать и с другими эмоциями: гневом, ненавистью, обидой. [2]
Еще одна техника, которая используется в работе с проблемами или для снятия внутреннего напряжения техника "Каракули". Ее можно использовать при работе как с детьми так и со взрослыми. Есть несколько описаний этой техники, другое название этой техники "Каракули Винникотта". [4]
Методы арт-терапии используются при работе с горем, психологическими травмами, при работе с целью. Для работы с эмоциями, психологическими травмами, психосоматическими проявлениями можно использовать пластилин для детей и глину для подростков и взрослых. Работа с глиной очень терапевтична. Любой образ можно трансформировать. С помощью глины можно проработать различные проблемы.
К счастью, человека нередко переполняет такая сильная эмоция, как радость. И это тоже можно выразить на листе бумаги. Рисунки человека достаточно информативны. Арт-терапевт может интерпретировать рисунок достаточно правильно, но бывает так, что человек, нарисовавший рисунок, не согласен с точкой зрения психолога. Здесь нет ничего удивительного, так как только автор рисунка знает, что он вкладывал в рисунок. Нет хороших или плохих рисунков при терапевтической работе. Рисунки - это выражение внутреннего состояния человека. Радость это или печаль, спокойствие или напряжение, гнев или любовь. В ходе работы над рисунком часто происходит раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то - выявление творческих способностей. Но прежде чем человек действительно почувствует себя комфортно, избавится от негатива, который отравляет жизнь порой не один год, пройдет немало времени, т.к. этот процесс довольно длительный и трудоемкий. На консультации у специалиста идет проработка негативных мыслей и замещение их позитивными. Необходимо отметить, что задача учителя состоит не только в том, чтобы проанализировать один конкретный случай, а в том, чтобы постепенно научить ребенка самому анализировать те или иные ситуации, использовать внутренние ресурсы и справляться с возникающими трудностями и проблемами при любых условиях, используя творческую деятельность.
Задание 1. Положить перед собой цветные карандаши всех цветов радуги, можно дополнительно взять и другие оттенки, а также черный и коричневый. Сесть удобно, расслабиться, посмотреть внимательно на рисунок и начиная с центра начать разукрашивать этот узор теми цветами, которыми хочется, какими требует душа.
Мандала – это узор, вписанный в круг. С помощью такой мандалы можно продиагностировать психологическое состояние человека. А можно и подлечиться самостоятельно.
Чтобы самому нарисовать мандалу, следует сначала изобразить круг. Нужно найти серединку круга. После этого следует расслабиться, закрыть глаза и попытаться прочувствовать свое состояние. Обычно одновременно в одном и том же человеке может гнездиться и страх, и гордость, и уныние, и радость. Это как картинка – пазл. Нарисовать мандалу – это все равно, что собрать пазл. А когда он в уже готовом виде предстанет перед взором, человеку станет больше понятно о себе. Кроме того, что на сегодняшний день есть в человеке, в мандале можно нарисовать и то, что еще только зарождается и требует развития. Подобная мандала не только лечит сегодняшние проблемы, но еще и способствует развитию личности.
Перед рисованием следует ввести себя в состояние медитации, рисовать следует, открыв глаза, но желательно не покидать этого медитативного состояния. Можно использовать для создания мандалы цветной песок.
Мандала – это внутренний мир каждого человека, выраженный в виде рисунка. Процесс изображения всегда настраивает человека на позитивный лад, уравновешивает внутренние дисбалансы. А то, что мандала заключена в окружность - это символ защиты человека и целостности его души и тела.
Нежелательно, чтобы во время создания мандалы рядом находились другие люди. Это отвлечет от внутреннего мира и нарушит процесс. Также как и работа с уже готовой мандалой должна осуществляться в полном одиночестве.
Лечение цветом ( цветотерапия ) применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревне лечили цветом болезни желудка (желтым цветом), а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры.
Авиценна (ок.980–1037) прописывал своим пациентам воздействие определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определенного цвета. Более всего привлекал внимание врачевателей красный цвет. Его использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Под воздействием красного цвета скорость высыпаний увеличивалась, и тем самым ускорялось и облегчалось течение упомянутых детских инфекций.
В Древней Индии лечение цветом практиковалось с незапамятных времен. Искусственных источников света в общепринятом понимании тогда еще не было. Поэтому приходилось использовать солнечные лучи, помещая на их пути к телу человека цветные стекла или окрашенные ткани.
В Европе научное исследование лечебного эффекта цветового воздействия началось лишь в середине XIX века, и связано оно с именами французских медиков Пото, Жуара, Поэга и Плезантона. Их работы привлекли внимание европейских врачей самых различных специальностей. И с тех пор интерес к цветотерапии не ослабевает.
А началось все с лечения невралгических расстройств. После наблюдений над болеутоляющим свойством солнечного света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга за тем же свойством фиолетового цвета цветотерапия обрела статус научности. В начале ХХ века многие русские и немецкие терапевты подтвердили результаты наблюдений французских коллег за лечебным воздействием цветных лучей на течение различных заболеваний. Так для современного западного научного мира было возрождено древнейшее средство, издавна входившее в арсенал лечебных приемов врачевателей Востока. Каждый цвет по-своему многозначен. Цвет влияет на наши мысли, поведение в обществе, здоровье и взаимоотношения с людьми. Язык цвета – когда вы научитесь понимать его – многое объяснит вам и поможет разрешить ваши проблемы. С помощью этого знания вы станете мудрее, укрепите свое здоровье и избавитесь от недомоганий.
Красный цвет (возбудитель)
Область красного цвета в организме ассоциируется преимущественно с половыми и воспроизводящими органами, а также с сексуальностью. С древних времен первобытные люди связывали красный цвет с жизненной силой. Он символизирует энергию и мощь созидания. В психологическом плане красный цвет может способствовать росту или вызывать разрушение. Красный цвет обладает сильным очищающим действием; он избавит вас от тоски и прогонит отрицательные эмоции, оздоровит психику и тело. Мышцы тоже реагируют на красный цвет. Он помогает расслабиться застывшим членам и суставам, особенно ногам, полезен при параличах. Красный цвет согревает, его следует использовать тем, кто подвержен простудам и нуждается в тепле. Способствует прекращению воспалительного процесса. Однако злоупотребление красным может вызвать раздражение и осложнения заболевания. Если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные, но необходимые дела, поработайте над зрительным представлением красного цвета, и это придаст вам силу. Красный цвет действует оптимистически. Он обладает энергией и напором, подталкивая к совершению великих дел. Красный – цвет сильных людей, он олицетворяет настойчивость и волю, бодрость и веселье. Однако если у вас повышенное давление, он может усугубить ваше состояние, вызвать гнев и раздражение. Если вы возбуждены или, напротив, быстро устаете, постоянно хотите спать, попробуйте украсить комнату, в которой работаете, чем-нибудь красным. Купите красные розы, повесьте перед глазами картинку в красных тонах или просто положите на стол ярко-красную папку. Это сразу улучшит настроение, приведет в порядок нервы, повысит работоспособность и жизненный тонус.
Оранжевый цвет (созидатель)
Оранжевый цвет полезен при любых нарушениях в деятельности желудочно-кишечного тракта, исцеляет почки и мочевой пузырь, стимулирует работу надпочечников. При возникновении угрозы надпочечники вырабатывают адреналин, который мгновенно поступает в кровь и заставляет быстро действовать, чтобы избежать опасности. Оранжевый – цвет урожая, плодов земли, выросших под лучами солнца. Он возбуждает аппетит. Это цвет действия, энтузиазма и свободы, который поможет вам построить жизнь заново, когда, казалось бы, все разбито вдребезги: вы переживаете горе, развод, тяжелую утрату, шок. Людям, страдающим легочными, сердечными и эндокринными заболеваниями, нужно непременно обзавестись оранжевыми занавесками. Организм отреагирует на этот цвет прекрасным самочувствием. А если вы повесите их в спальне, то забудете о сексуальных расстройствах. Этот цвет хорош в период менопаузы, так как уравновешивает гормональное состояние. Он оказывает помощь при бесплодии и способствует очищению от слизи любой системы организма. Оранжевым цветом лечат психические срывы и депрессивные состояния. Он помогает освободиться от навязчивых страхов и укрепляет морально. Оранжевый цвет побуждает идти вперед. Работая с этим цветом, человек инстинктивно нащупывает правильный путь вне зависимости от своего интеллекта. Владея энергией оранжевого цвета, вы станете хозяйкой своей судьбы.
Желтый цвет (коммуникабельность)
Желтый цвет воздействует на солнечное сплетение, которое связано с печенью, желчным пузырем, селезенкой и желудком. Таким образом, область желтого цвета распространяется на весь пищеварительный тракт. Он полезен для кожи и нервной системы, улучшает зрение. Желтый цвет является замечательным «санитаром». Он настраивает и очищает от токсинов весь организм, помогает избавиться от запоров, контролирует вес, так как способствует движению телесных жидкостей, например, стимулирует выделение желудочного сока, необходимого для пищеварения, управляет потоотделением, избавляет от отечности. Замечено, что желтый цвет укрепляет центральную нервную систему, способствует желанию выговориться, что облегчает душу и избавляет от навязчивых мыслей. Желтый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность. С помощью энергии желтого цвета можно преодолеть все трудности и использовать все возможности. Это цвет энергичных людей. Вибрации желтого цвета полезны при недостатке уверенности в себе или застенчивости. Желтый цвет дарит веселье и радость. Он может избавить от депрессии и мрачного взгляда на жизнь. Это цвет смеха. Желтый цвет очень дипломатичен, полон самообладания, стиля и утонченности. Это цвет сосредоточенности, поэтому пользуйтесь им, когда необходимо внести определенность в свою жизнь.
Зеленый цвет (производитель)
Зеленый цвет воздействует на сердце, а также на другие органы, расположенные в грудной клетке. Он самый гармоничный и уравновешенный из всех цветов Вселенной. Это эмоциональный индикатор – если равновесие зеленого цвета нарушено, возникают боли в сердце, которые могут быть следствием зависти и ревности. Зеленый цвет располагает к цельности и любви. Это цвет эмоциональных взаимоотношений. Поскольку зеленый цвет помогает избавиться от негативных чувств, обратитесь к нему в штормовые периоды жизни, он успокоит и охладит эмоции. Зеленый цвет направляет. Поэтому его используют тогда, когда нужно принять решение. Зеленый цвет – ворота к свободе, отдых на полпути, цвет дружеских связей, он избавляет от негативных эмоций и стресса, ослабляет возбуждение и восстанавливает стабильность. Зеленый – это цвет принятия решений. Если вы колеблетесь и испытываете нерешительность, закройте глаза и зрительно представьте себе зеленый цвет. Он очень продуктивен, особенно в бизнесе. Характерная особенность зеленого цвета – практичность. Он располагает к щедрости, приносит в мир утешение. Зеленый цвет состоит из желтого и голубого. Желтый – это последний цвет горячей стороны спектра, а голубой – первая часть холодной его стороны. Желтый вносит ясность, а голубой – мудрость. Вместе они помогают осознать события вашей жизни. Это очень важно, потому что большая часть заболеваний развивается вследствие негативных образов прошлого, от которых необходимо освободиться. Зеленый цвет любит гармонию и равновесие: он ни горячий, ни холодный, ни активный, ни пассивный. Это цвет великих перемен. Зеленый цвет помогает при клаустрофобии (боязни замкнутого пространства), расширяя пространство. Зеленый цвет прекрасно лечит заболевания сердца, снимает головную боль, улучшает работу печени, стабилизирует кровяное давление и успокаивает нервы. Является замечательным тонизирующим средством. Он гармонирует со всем, поэтому является целительным цветом широкого спектра действия. Деревья и трава – что может быть лучшей цветотерапией для человека?
Голубой цвет (правдоискатель)
Это цвет настоящего времени – эры Водолея, искателя правды, идущего впереди в поисках истины. Голубой цвет представляет высший порядок ума. Его сила в спокойствии и прямоте; обычно дипломаты обладают аурой голубого цвета. Иногда тяга к голубому означает жажду перемен. Голубой цвет помогает при стрессах и волнениях, он способен снизить кровяное давление. С его помощью снимают воспаления, останавливают кровотечения, уменьшают боли при ишиасе и язвах желудка; он помогает при недержании мочи. Голубой цвет не принесет пользы, если вы хотите сбросить лишний вес. Замечено, что он привлекает слишком полных людей, потому что успокаивает и поощряет их оставаться такими, какие есть. Тяга к голубому характерна для слабых, бесхарактерных людей. Голубой цвет приносит мир и удовлетворенность. От него веет спокойствием, уравновешенностью. Он располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться. Сколько людей страдают бессонницей и не знают, что читать на ночь нужно под голубым абажуром, тогда сон не заставит себя долго ждать. Можно повесить в спальне и сине-голубой узорчатый ковер, результат будет тот же.
Синий цвет (дух справедливости)
Синий цвет облегчает течение заболеваний эндокринной системы. Кроме того, он влияет на костную систему, особенно на позвоночник. Мозг, глаза и носовые пазухи также лечат синим цветом. Это наиболее сильный болеутоляющий цвет спектра. Он способен снизить последствия загрязнения воздуха, воды и пищи, а также негативные вибрации, которые внедряются в подсознание. Поскольку в поле его влияния входят уши, глаза и нос, синий цвет хорошо помогает при острых воспалениях носовых пазух и катаральных явлениях. Синий цвет используется при бронхите, астме, для лечения люмбаго, мигрени, экземы, ушибов и воспалений, в малых дозах – при гиперфункции щитовидной железы и болезнях почек. Синий цвет может выявить пристрастия любого рода – к наркотикам, алкоголю, сигаретам. Подобные вредные привычки обычно указывают на то, что у человека что-то не в порядке. Этот цвет исцеляет от болезненных воспоминаний, помогает справиться с эмоциональными потрясениями, способствует вдохновению; замечательный очиститель. Синий – цвет осуществления желаний и интуиции. С его помощью вы сможете понять, от чего в жизни вам надо избавиться.
Фиолетовый цвет (тайный лидер)
В физическом плане фиолетовый цвет воздействует на шишковидную железу, расположенную в промежуточном мозге. Все умственные приказы идут отсюда. Фиолетовым надо пользоваться осторожно – это тяжелый цвет. Его излишек может вызвать депрессию. Он не рекомендуется для лечения маленьких детей. Фиолетовый цвет очень полезен при любых внутренних воспалениях. Он хорош также при ишиасе. Уменьшает высыпания на коже, ослабляет сердцебиение, помогает при любых нарушениях, связанных с головой (например, при сотрясении мозга). Поддерживает иммунную систему и может успокоить расшатанные нервы. Полезен при усталости и боли в глазах, успокаивает эмоционально неустойчивых людей. Фиолетовый цвет очень мощен. Он несет в себе мир, сочетая силу и мягкость. Это высшая энергия гуманизма, доброты и любви. Впитывайте фиолетовый цвет, чтобы выявить и освободить скрытые возможности. Если вам одиноко или вы ощущаете оторванность от жизни, представьте себе фиолетовый цвет – он защитит вас. Поскольку фиолетовый цвет соединяет в себе красный и голубой, он способствует союзу тела и духа. Обостряет зрение и чувства, но подавляет аппетит. [11]
Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-терапия позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.
Арт-терапия – самое действенное, безопасное и дешёвое лекарство! С её помощью люди многие века борются с депрессией, хронической усталостью, нервными расстройствами и другими болячками (которые тоже «от нервов»)... Почему же Вы до сих пор не попробовали?
Устраивайтесь поудобнее и начинайте фантазировать, воображать, размышлять! Нарисуйте для начала своё настроение. Можете смешать на палитре подходящий оттенок и залить им хоть весь лист, может изобразить что-то, на что похоже ваше настроение: грустный увядший цветок, или распкахнутое окно, или весёлая пчела-майя, или стог сена. У вас может получиться абстракция из клякс и полос, можете мять, красить и рвать бумагу… Просто твори что-нибудь, снова и снова. Сначала вы можете стесняться творить и брать на себя ответственность за создание рисунка, но вскоре вы удивитесь как легко и естественно у вас будет получаться смешивать краски и выражать свои чувства на бумаге. Со временем занятия арт-терапией будут увлекать вас всё больше, вскоре вы заметите двустороннюю связь между вашим внутренним миром и его внешним проявлением. Придёт осознание того, что не только состояние души может оказывать воздействие на творчество, но и ваши творения самым активным образом влияют на настроение и самочувствие. Изображая свои фантазии яркими, чистыми красками, человек постепенно очищает свои мысли, желания, мечты от страхов, сомнений и других надуманных, ненужных вещей.
Список используемых источников
- Алан, Д. Ландшафт детской души./Д.Алан - СПб-Минск,1997
- Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением./М.Е.Бурно
- Выготский, Л.С. Психология искусства./Л.С. Выготский –М., Искусство, 1986
- Заморев, С.И. Игровая терапия./С.И. Заморев - СПб, Речь, 2002
- Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей./А.И. Захаров – СПб, 2000
7. Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми./ М.В. Киселёва - СПб, 2006
8. Копытин, А. И. Основы арт-терапии./ А.И. Копытин - СПб, 1999.
- Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии./ А.И. Копытин - СПб, 2002.
- Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий./ Л.Д. Лебедева - СПб, 2003.
- Медведева, Е. А., Левченко, И. Ю., Комиссарова, Л. Н., Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.