Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект открытого занятия

В гостях у Осени

Павлюк Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ93
Калининского района Санкт-Петербурга

Формирование грамматического строя речи - необходимая составляющая развития речи у детей с речевой патологией. Особенно важным становится в последние годы, когда нарушения речи встречаются у очень большого процента детей. Без правильного грамматического оформления высказывания не может быть полноценной связной речи.

1.Коррекционно-образовательные цели:

Совершенствовать грамматический строй речи:

-Формировать навык  образования существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-Формировать навык согласования прилагательных с существительными;

-Упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных;

-Развивать навык словообразования сложных слов;

-Учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции с  простыми и сложными предлогами;

-Закреплять навык употребления существительных в творительном падеже;

-Формировать навык правильного употребления в речи сложноподчинённых предложений.

-Работать над чёткостью дикции, речевым дыханием.

-Формировать навык синтеза двухсложных слов.

-Уточнять и активизировать словарь по лексическим темам «овощи», «фрукты и ягоды», «дикие животные», «перелётные и зимующие птицы».

-Формировать навык составления схемы слова  и предложения.

2. Коррекционно-развивающие цели:

-Развивать зрительное внимание и память;

-Развивать временные представления;

-Развивать словесно-логическое и наглядно-действенное мышление развивать общую и мелкую моторику.

-Закреплять умение использовать в речи обобщающие понятия: «перелётные птицы», «зимующие птицы», «дикие животные».

3. Коррекционно-воспитательные цели:

-Развивать навыки взаимодействия;

-Воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим;

-Воспитывать желание помочь.

Оборудование: Муляжи овощей, наклейки с изображением ягод и фруктов, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, «следы» диких животных, мягкие игрушки (заяц, белка, медведь, лиса), искусственное дерево, слоги для составления слов, бумага, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: «Ребята, сегодня вы отправитесь в гости, отгадайте к кому. Вот моя загадка: «Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек,

Я-……….(Осень)!

Правильно, вас пригласила в гости Осень. Встаньте на волшебный коврик, закройте глаза, скоро вы окажитесь в гостях у Осени. Гаснет свет, дети слышат звуки ветра (запись на диске).  Свет включается, ветер стихает, Осень приветствует гостей. (Логопед в роли Осени).

2. работа на образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Осень:

«Здравствуйте, ребята, давайте знакомиться! Как вас зовут?» «Меня зовут Карина, (Ксюша, Андрей…)». «Проходите в мой дом.» Проходят. «Я хочу узнать, добрые ли вы дети? Умеете ли вы говорить ласково?  Можете ли вы ласково назвать хотя бы эти овощи. Вот какой урожай я собрала: у меня в огороде выросли овощи большие и маленькие:

Длинный огурец. «Назови ласково». «Длинненький огурчик»,

Красный помидор-

Сладкий перец-

Крепкая морковь-

Вкусный баклажан-

Жёлтая тыква-

3. Задание на развитие зрительной памяти.

Накрывает овощи полотенцем. И просит вспомнить, какие овощи дети видели.

Дети называют.

4. задание на образование относительных прилагательных.

«Я вижу, что вы добрые дети, умеете говорить ласково. Будете моими помощниками?» «Будем». «Помогите, пожалуйста, мне сделать  (выжать) соки из ягод и фруктов.

Я выжму из винограда виноградный сок. А ты?

Из апельсина-

Из яблока-

Из клубники-   

Из малины-

Из вишни-

Из лимона-

Из черники-

Из груши-

Молодцы! Вот так помощники!

5. задание на классификацию и закрепление обобщающих понятий.

Ребята, ещё есть дела у меня. Пойдёмте на улицу. Видите, сколько птиц! Мне нужно разделить их на две группы. А вы догадаетесь, как это сделать? Дети делят птиц на перелётных (скворец, лебедь, утка, аист, грач, ласточка) и зимующих (сорока, ворона, дятел, синица, воробей, снегирь). Молодцы, и тут вы справились.

6. работа над образованием сложных слов.

А знаете ли вы как можно назвать аиста на длинных ногах? Какой он? Длинноногий.

Сороку с белыми боками? Какая она? Белобокая

Синицу с желтой грудкой?

Снегиря с красной грудкой?

7. Работа над чёткостью дикции и звукопроизношением. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Помню, видела я, как на юг ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.    А вы сможете повторить? Дети повторяют скороговорку.

8. Задание на развитие общей моторики и образование притяжательных прилагательных.

«Ребята, а чьи это следы, вы не знаете?» «Это- заячьи следы, а это- лисьи». « Давайте, пойдём по следам, и может быть мы увидим животных, обитающих в лесу.» Дети идут друг за другом, наступая на следы животных.

9. Работа над обогащением словаря прилагательными и описанием.

«Ребята, я вижу короткий, белый, пушистый хвост. Чей он?»

А теперь вы загадайте друг другу загадки, кто что видит?»

Дети говорят: «Я вижу рыжий длинный, пушистый хвост с белым кончиком; (это лисий хвост);

Рыжий пушистый хвостик;

Длинные белые уши…

10. закрепление обобщающего понятия.

А вы знаете, какие ещё животные живут в лесу?  Дети называют: «барсук, кабан, лось, олень…» «Как их всех вместе можно назвать?» «Это дикие животные».

11. Речь с движением.

На пеньке появляется кролик. « Ребята, вы видели, где сидел кролик?» « Кролик сидел  за деревом.» «Откуда он выскочил?» «Кролик выскочил из-за дерева».

Давайте и мы с вами отдохнём, на минутку превратимся в таких вот беззаботных, прыгучих кроликов.

Маленький кролик,        (дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек                                              

Пушистенький кролик,    и двигая ими вперёд- назад.)

Всех нас смеяться           (останавливаются, держатся за животики)

Заставил до колик.

Прыгал за белкой,          ( прыгают, затем прыгают вприсядку)

За уткой скакал,

Лапкой тюльпан            (останавливаются, поднимают воображаемый  Поднимал, как бокал!     Бокал к лицу)

Ах, как смешно                 (делают «ушки» из ладошек)

Его уши торчали…

Мы хохотали,                    (держатся за животики)

Души в нём, не чая,

Но, на опушке,

Заметив лису,                   (смотрят из-под руки)

Он подмигнул нам,          (подмигивают, разбегаются).     

И скрылся в лесу!

Ребята, вы запомнили, что делал кролик в этом упражнении? (Дети называют глаголы).

12. Составление слов из двух слогов.

«Там были следы, а здесь - какие-то буквы. Дети, вы можете понять, что тут написано? Прочитайте слоги и сложите из них слова.»Переставляют, складывают слоги, читают (ли-са, за-яц, мед-ведь, бел-ка).

13. Составление схемы слова.

«Какой первый звук в слове «лиса»? звук «ЛЬ» - это мягкий согласный звук, обозначим его зелёным кружком, какой второй звук? Звук «И» - гласный звук, обозначим его красным кружком, «какой следующий звук в слове «лиса»? Звук «С» - твёрдый согласный звук. Обозначим его синим кружком. Какой последний звук? Звук «А»- это гласный звук, обозначим его красным кружком.      

Давайте оставим для этих зверей угощение, они придут сюда и им не будет так голодно зимой.» Перед детьми картинки (малина, мёд, морковь, жёлудь, орехи, грибы, косточка).

14. Работа над сложноподчинённым предложением.

Скажите, нравятся вам эти животные и почему. Чем вы их угостите?

«Мне нравится медведь, потому что он большой и косолапый. Я угощу его малиной и мёдом и т.д.» Давайте мы оставим животным зашифрованное послание. Зашифруем предложение  «Дети принесли животным угощение».  Составьте схему предложения.» Дети составляют схему слова.  Называют первое, второе, третье и четвёртое слово в предложении.  Подведение итога занятия.

«Ребята, пришло время нам прощаться, вам надо возвращаться в детский сад. Вам понравилось помогать  мне? Что вам понравилось?» дети отвечают. «Я тоже благодарна вам за помощь, и для вас приготовила угощенье: корзиночку с грибами. Я провожу вас к волшебному коврику. Вставайте на коврик, закрывайте глазки. До свидания! В следующем году я приду к вам в гости снова!» Гаснет свет, дети слышат шум ветра.

В конспекте использованы материалы (подвижная игра из книги Н.В. Нищевой “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.”— СПб, 2004



 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»