Особенности развития сферы межличностных
отношений дошкольников со зрительной депривацией
Симашко Алина Николаевна
Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловливать возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых отношений с окружающими.
Первоначально в дошкольном возрасте межличностные отношения между слабовидящими в группах и коллективах складываются своеобразно и оказываются зависимыми от состояния зрения. Социометрические исследования показывают, что в наиболее неблагоприятном статусном положении оказываются дети с наиболее сложными зрительными дефектами. Это объясняется их меньшей мобильностью и активностью, меньшей коммуникабельностью и проявляется в том, что они получают наименьшее количество выборов, оказываясь в положении «отвергаемых» или «изолированных».
Выготский отмечает, что сам по себе дефект зрения не делает ребенка дефективным, не есть дефективность, то есть недостаточность, неполноценность, болезнь. Он становиться ею только при известных социальных условиях, он есть знак разницы между его поведением и поведением других. Дефект зрения создает затруднение при вхождении ребенка в жизнь. По этой линии возгорается конфликт. Дефект ставит своего носителя на определенную и затрудненную социальную позицию. Чувство малоценности не уверенность и слабость возникают как результат оценки слабовидящим ребенком своей позиции.
Эффективное управление процессами развития межличностных отношений слабовидящих детей в коллективе возможно только при наличии у педагога объективных данных о характере таких взаимоотношений. Между тем они часто не имеют достаточно точного представления о реальном положении того или иного члена коллектива в системе его взаимоотношений с другими.
Отсюда очевидна необходимость целенаправленного и углубленного изучения организаторами коллективной деятельности детей со зрительной депривацией системы взаимоотношений. Такое изучение даст возможность сплотить коллектив, сблизить детей, создать благоприятный психологический климат.
При надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специфические особенности коллективов отступают на задний план, уступая место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива. В результате такой коллектив может достичь самого высокого уровня развития, а инвалид по зрению — осуществлять в нем функции лидера.
Проблему своеобразия осознания своих возможностей детей с нарушением зрения изучали в своих работах многие исследователи.
Изучение детей с сенсорными дефектами показали, что зрительные нарушения осложняют и обуславливают познание детьми окружающего мира и ориентировку в нем. Поскольку у детей данной категории отмечается недоразвитие представлений об окружающем мире и его разнообразии признаков и свойств (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.). У детей с нарушением зрения, в отличие от нормально видящих, отмечается фрагментарность и нечеткость зрительных представлений (А.И. Зотов, АТ. Литвак, В.А. Феоктистова, В.А. Ленина и др.).
На недостатки развития способов обследования внешнего мира у детей со зрительной депривацией дошкольного возраста в своих исследованиях указывали М.И. Земцова, И.П. Гайлене, Т.Н. Головина, В.З. Денискина, В.С. Изотова, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, Б.К. Тупоногов, Н.С. Царик и др.
Дети со зрительными дефектами чаще, чем их сверстники, ориентируются на несущественные признаки при опознании объектов и на их основе делают ошибочные обобщения. Они значительно отстают от нормы в распознавании формы, назывании цветов, различении контраста (Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский). Низкая продуктивность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в значительной мере определяется тем, что у них недостаточно сформировано умение обнаруживать признаки в объектах и вычленять их в качестве оперативных единиц восприятия (Л.И.Григорьева).
В связи с этим важнейшей целью коррекционной работы c детьми со зрительной депривацией в тифлопедагогике считается компенсация нарушений и развития сферы межличностных отношений. Изучение особенностей развития общения детей и формирования межличностных отношений у детей со зрительной депривацией в различных условиях их социализации в рамках настоящего исследования строилось на базе идей М.И. Лисиной. В работах, выполненных в данном направлении (М.И. Лисина, Л.Н. Халигузова, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова, В.В. Абраменкова, и др.), отмечаются специфические особенности общения у детей первых семи лет жизни в двух сферах их контактов с окружающими их людьми: с взрослыми и сверстниками, а также особая роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка.
Особое место в этих исследованиях отводится проблеме взаимоотношений, так как в контексте деятельностного подхода к общению взаимоотношения понимаются как продукт, или результат, коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны: отношения возникают в общении и отражают его особенности, а затем оказывают влияние на протекания общения. В ряде исследований, выполненных под руководством М.И. Лисиной, показано, что именно общение, где предметом взаимодействия является человек, выступает основой избирательных отношений между людьми, а не организация продуктивных видов деятельности или сама продуктивная деятельность.
Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.
Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем.
Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.
Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией осуществляются тоже иначе, своеобразно.
Сохранность речи и мышления, высокое компенсаторное развитие у большинства детей со зрительной депривацией дает им возможность овладеть высоким уровнем образования. Благодаря этому они усваивают основные понятия этики и нормы поведения. Но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормальновидящими сверстниками. Особую опасность в воспитании вызывает осознание ребенком себя инвалидом, что формирует у него неадекватные требования к обществу, школе, семье в удовлетворении иногда эгоистических претензий, без глубокого осознания заботы и ответного внимания к другим. Вследствие этого перед семьей, дошкольными учреждениями встают задачи, предусматривающие: нахождение путей преодоления у детей отрицательных личностных черт, вызванных дефектом зрения; развитие познавательных интересов, инициативы, самостоятельности, чувства коллективизма; формирование активной жизненной позиции, позволяющей им включиться в жизнь общества в качестве не только социально полноправных, но и творчески активных его членов. С этой целью все дети с учетом возрастных особенностей вовлекаются в школьное самоуправление, общественно полезный труд.
При косоглазии и амблиопии возникают значительные особенности развития сферы межличностных отношений, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии дошкольника со зрительной депривацией можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития сферы межличностных отношений ребенка со зрительной депривацией по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития.
Вторая особенность развития ребенка со зрительной депривацией состоит в том, что периоды развития детей с косоглазием и амблиопией не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока ребенок со зрительными проблемами не выработает способы компенсации зрительных нарушений, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Третьей особенностью развития сферы межличностных отношений является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством).
Особенности развития сферы межличностных отношений дошкольников с косоглазием и амблиопией: проблемы в установлении социальных контактов; отклонения в формировании личности, приводящие к ограничению круга общения; проявление негативных характерологических особенностей, обусловленных сужением круга интересов, ограничениями в сфере чувственного отражения, недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки.
Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение гипопротекции или гиперпротекции. В результате чего у слабовидящего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие и т.д. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность.
Эти обстоятельства являются достаточно весомым основанием для включения в содержание коррекционно-развивающей работы детских дошкольных учреждений задач, направленных на формирование и развитие сферы межличностных отношений детей со зрительной депривацией.
Зрительная депривация оказывает влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребенка к окружающей действительности, сужая его в зависимости от глубины патологии. Так, показатель взаимности выбора в общении дошкольников с косоглазием и амблиопией отличается преобладанием низкого и среднего уровня; показатель удовлетворённости этих детей своими взаимоотношениями со сверстниками в среднем ниже.
У таких детей отстает количество сохранившихся выборов и устойчивость социометрического статуса. Мотивация их выбора отличается эгоцентричностью, субъективностью и неадекватностью, она больше представлена низкими уровнями развития.
Таким образом, развитие сферы межличностных отношений старших дошкольников со зрительной депривацией имеет ряд особенностей, которые приводят к нарушению ее формирования, имеются проблемы в отношениях со сверстниками, приводящие к ограничению круга общения.
Взаимоотношение детей в группе детского сада немаловажная часть их жизни. Именно в детском саду дети учатся общаться, дружить и стараются быть замеченными в своем коллективе, хотят быть значимыми среди своих сверстников. Немаловажную роль в этом играют родители и воспитатели, которые могут дать детям нужное направление, научить их быть дружелюбными, вежливыми, добрыми к окружающим. Именно тут, в детском саду, формируется правильное представление о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет знал, как себя нужно вести в коллективе, чтобы понимал, какие поступки положительные, а какие наоборот, нельзя совершать. Перед родителями и трудовым коллективом детского сада стоит нелегкая задача вложить каждому ребенку знания о правильных взаимоотношениях между людьми.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности.
Этот период важен и для осуществления целенаправленной коррекционной работы с детьми, которые нуждаются в дополнительной помощи специалистов, в частности – тифлопедагогов и тифлопсихологов.
Одной из специфических закономерностей нарушенного развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей со зрительной депривацией на негативном развитии сферы межличностных отношений и поэтому требует специальной коррекции.
Зрительная депривация, имеющая разлиную этиологию и различные проявления, отрицательно складывается на развитие психики ребенка, на его адаптацию к современному миру.
Для детей со зрительной депривацией характерно замедленное формирование различных форм деятельности. Дети нуждаются в специально направленном обучении элементам деятельности, в том числе и игровой. Однако глубокое нарушение или ограничение функции зрительного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий.
Развитие сферы межличностных отношений старших дошкольников со зрительной депривацией имеет ряд особенностей: проблемы в установлении социальных контактов; отклонения в формировании личности, приводящие к ограничению круга общения; проявление негативных характерологических особенностей, обусловленных сужением круга интересов, ограничениями в сфере чувственного отражения, недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки.
В связи с этим дети со зрительной депривацией нуждаются в коррекции сферы межличностных отношений и реализации коррекционных занятий в виде системы на основе ведущего вида деятельности.