Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель младших классов ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга,
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др.
Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
В процессе обучения ребенок овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами.
Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь сжизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности: лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); оригами (конструирование из бумаги); макраме (плетение из ниток, веревок); рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»); игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); игры с пазлами; сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу; игры с водой разной температуры; игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Игры для развития тактильных ощущений.
Игра «Кисточки»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую – для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки. Ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой».
Игра «Сухие материалы».
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.
Игры для развития зрительного восприятия.
Игра «Найди Машу»
Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
Где же кукла наша,
Найдем мы куклу Машу!
Вова к кукле подойдет,
Вова куколку найдет
Сенсорное развитие осуществляется:
- в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.
- в играх с природным , бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;
- в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к сюжетной игре и т.д.;
- в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;
- в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни
- на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию.