Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Воробьева Галина Викторовна
Воспитатель ГБДОУ д\с№93
Калининского р-на г. Санкт-Петербурга
У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата проявляется недоразвитие общей и мелкой моторики рук. Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят ребенка в почти полную зависимость от окружающих. Дети не могут координировать работу обеих рук, управлять сложными движениями. Пальцы у таких детей слабые, не удерживают мелкие предметы. Для развития силы пальцев используем разнообразные упражнения, игры, различные виды пальчиковой гимнастики:
- игра с резиночками повышает упругость мышц ручной мускулатуры;
- игры с веревочками, тесьмой, шнурками хорошо тренирует тонкую моторику;
- игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев;
- игры с пальцами развивают жестикуляцию и эмоции.
Развитие мелкой моторики пальцев положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. Ручной труд оказывает в этом незаменимую помощь. Привлекая детей к труду, знакомим их с различными материалами и их свойствами, техниками выполнения работ с использованием разнообразных приспособлений и станков: кольца для плетения веревочек, косичек, заготовки из картона, челночки, катушки, 4-гранники,6-гранники, станки для плетения.
Дети радуются, когда у них на глазах кусочек бумажки, фантик от конфет превращаются в цветы, игрушки. Дети удивляются, им тоже хочется творить чудеса. Ручной труд - привлекательная работа, которая объединяет детей, развивает их творческие способности, формирует умения и навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни, учит взаимопомощи. Целенаправленные трудовые операции способствуют восстановлению нарушенных функций, наглядность результата дает детям радость творчества. У детей формируется осознание значимости собственной личности за счет оценки результатов деятельности, развивается мелкая моторика пальцев и функция руки, развивается внимание, мышление, речь, расширяется словарный запас, развивается творческое воображение, художественный вкус.
Работы детей адресуем в качестве подарков родителям, друзьям, близким, детям младших групп, используем как украшение для группы, устраиваем выставки детских работ. Проводим консультации и обучение родителей работе с бумагой, нитками, ватой, природным материалом. Цель этих мероприятий – организовать совместный труд взрослых и детей, так как, вспоминая мысль В.А.Сухомлинского, у детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого и ребенка. А что, как не поделка, сделанная с мамой и папой, вызовет большую гордость у ребенка.
В процессе работы пришла к выводу, что ручной труд действительно оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического и психического здоровья.