Обобщающий урок
Органы цветого растения
Каверина Алина Владимировна
Отдел: <<Покрытосеменные>>Планируемые результаты: Учащиеся показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений, систематизируют знания о покрытосеменных растениях.
Лучная значимость изучаемого материала для учащихся: Умение предъявить результаты своей работы, формирование чувства успеха. Человек постоянно использует покрытосеменные растения, без них невозможно хорошее качество жизни.
Методы обучения: Репродуктивный, частично поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: Контрольно – учебный урок. Срезовые работы. Диалог.
Приемы деятельности учителя: Организация выступлений учащихся с сообщениями, выполнение тестов и творческих заданий, обобщение изучаемого материала.
План урока:
- Пояснение.
- Актуализация знаний по изученным темам. Сообщения учащихся.
- Тестирование.
- Светофор.
- Биологический дилетант.
- Растительный ералаш.
- Почемучка.
- Перевёртыши и анаграммы.
- Сказочные растения.
- Подведение итогов.
Использовать дополнительную литературу, личный опыт, умение публично выступать, сравнивать, устанавливать причину следственной связи.
Основные понятие и термины урока.
Отдел: <<Покрытосеменные или цветковые растения>>, класс << Однодольные и Двудольные>>, орган, система органов, корень, стебель, лист, цветок, почка, плод, семя, кора, сердцевина, древесина, камбий, сосуды, жилкование, хлоропласт, эндосперм
Основные источники информации.
Таблица, рисунки, <<Занимательная ботаника>> В. Рохлов, А. Тренеров, Р. Петросова, издательство Москва – Пресс.
<<Энциклопедия для детей>> Биология том – 2.
<<Биология>> В. Захаров, Н.И. Сонин. 6 класс стр. 38 – 46, 7 класс стр. 78 – 82.
Познавательные задания.
Биологический диктант.
Вставьте пропущенные буквы: - Межд...узлие, супр...тивное, п…бег, в..г…т…тивные, г…н…р…тивные, нар…стание, лист…вая, ж…лки, дуг…вое, ж…лк…вание, хл…р…филл, ф…т…синте…, ме…клетники, ор…нж…рея, лист…пад, цвет…ножка, п…стик, тыч…нка, цветол…же, опыл…ние.
Тест.
- Основные функции корней заключается в обеспечении:
Б) почвенное питание и удерживание в почве.
В) дыхание и размножения.
Г) рост и дыхание.
2. Как называется корневая система с неразвитым главным корнем:
А) мочковатой. Б) стержневой.
В) придаточной.
Г) другой ответ.
3. Чем прикрыт кончик корня:
А) корневым чехликом.
Б) клетками коры.
В) корневыми волосками.
Г) кожицей.
4. Побег растения – это:
А) участок стебля без почек и листьев.
Б) стебель с почками и листьями.
В) ствол дерева.
Г) подземная часть стебля.
5. Вегетативные почки растений состоят из:
А) зачаточных листьев.
Б) зачаточного стебля.
В) зачаточных листьев, зачаточного стебля и почек.
Г) зачаточного стебля, зачаточных листьев, почек и цветков.
6. Простой лист растения состоит из:
А) одной листовой пластины.
Б) одной листовой пластины и черешка.
В) нескольких листовых пластинок и черешка.
Г) одной или нескольких листовых пластинок.
7. Семя фасоли и гороха состоит из семенной кожуры зародыша с :
А) одной семядолей.
Б) двумя семядолями.
В) одной семядолей и эндосперма.
Г) двумя семядольные и эндосперма.
8. Семя ландыши и лука состоит из семенной кожуры и зародыша с:
А) одной семядолей.
Б) двумя передовыми.
В) одной семядолей и эндосперма.
Г) двумя семядолями и эндосперма.
Светофор.
- Каковы причины передвижение воды в растениях?
- корневое давление и транспирация воды листьями.
- изменение влажности воздуха.
- Какие особенности растения листа обеспечивают снабжение его кислородом для дыхания?
- прозрачность клеток кожицы.
- наличие хлоропластов с хлорофиллом.
- Как узнать об условиях жизни растений в разные годы?
- по толщине сердцевины.
- по толщине годичных колец древесины.
- Листья кактуса изменены колючки. Какое это имеет значение?
- обеспечивает надежный запас органических веществ.
- уменьшает испарение воды, защищает от поедания животными.
- Световые растения размножаются:
- только вегетативно
- и спорами и вегетативно
- Венчик цветка прежде всего:
- украшает цветок
- привлекает насекомых
- Двудомными называют:
- растения у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи
- растения у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях
Почемучка.
- Почему лист считается <<зеленые химической лабораторией>>?
- Почему устрицы можно обратно назвать <<форточкой>> зеленого листа?
- Почему у растений встречается видоизменения практически всех органов?
- Почему вкус плодов тыквы улучшается при хранении?
- Почему семя кувшинки плавает, а гороха тонет?
- Семена чистотела муравьи расселяют, е кислицы нет. Почему?
- Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: майник, следов и т.д.?
Это задание с пропусканием или перестановками букв.
- Вставьте пропущенные буквы в словах обозначающих способы ухода за растениями: п – л – в, р – х – е – ие, п – о – о – к -, по – к – р – к -.
- Переставьте буквы так чтобы получилось название зон корня:
Стебель, лист.
- Д – в – с – н -, - р – в – н -, ч – ш – л – ст – к, о – л – цв – тн – к,
- Жестоцвлое, вязать, китпес, кичвен.
У каких из перечисленных растений наблюдается видоизменение органов?
Назовите эти видоизменения.
- Патиссон, горох, укроп.
- Ландыш, тыква, рис.
- Пшеница, морковь, огурец.
- Подсолнечник, томат, кактус.
- Овес, картофель, перец.
- Лук, ирис, топинамбур.
- Позже остальных надо сажать: тыкву; лён; рожь; морковь.
- Соцветие корзинку имеет: кукуруза; особо; морковь; рожь.
- Соцветие простой зонтик имеет: овёс; астра; акация.
- В яркий солнечный день обильно опрыскивать листья растений - это их освежает.
- Никогда не рыхлите почву - это способствует повреждению корней.
- Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.
- Уничтожайте дождевых червей обитающих в почве, - они подгрызают корни растений.