Методическая разработка
Птицы - наши друзья
Гелашвили Марийка Зурабовна, воспитатель;
Григорьева Елена Николаевна, учитель-дефектолог;
Михайлова-Лобинская Кира Дмитриевна, учитель
ГБОУ школы № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Цель: закрепление и обобщение знаний о птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- Обобщить лексический материал по темам: «Зимующие и перелетные птицы»;
- Закреплять знания детей о голосах птиц;
- Закреплять знания детей о внешнем виде птиц;
-Формировать связную речь;
Коррекционно-развивающие.
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей учащихся;
-Развивать внимание мышление, память.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Оборудование: магнитная доска, магнитофон, карточки с изображением птиц, плакаты: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Силуэты птиц», «Зимнее дерево» (с крючками); карточки для конкурса «Польза птиц» (с изображением насекомых, мышей, змеи, дерева с дуплом, пера); заготовки для аппликации «Птичка», кормушки; корм для птиц (зерна, семечки); цветы и осенние листья из цветной бумаги.
Ход мероприятия:
(Звучит пение птиц).
Ведущий: Здравствуйте дорогие гости, мы рады видеть вас на нашем празднике.
Сегодня на празднике
Мы собрались!
Ребята, как много
Вы знаете птиц?
Как птицы поют,
И куда улетают,
Когда холода наступают?
А чем человеку они помогают?
Узнаем? Конечно, узнаем!
Сегодня мы праздник проводим не зря!
Ведь птицы, конечно же -
Наши друзья!
(автор: Григорьева Е. Н.)
Ведущий:Ребята, хотите, мы с вами превратимся в птичек? (Да). Покружитесь, покружитесь, в птичек малых превратитесь! Дети (выходят в масках) представляются и читают стихи.
(на доске появляются картинки с изображением птиц).
1-й ученик (сова):
Птица-ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
А зовут меня- сова.
http://zagadochki.ru/zagadka-ptica-ushki-na-makushke.html
2-й ученик (ласточка):
Травка зеленеет
Солнышко блестит
Ласточка весною
В сени к нам летит.
Плещеев А. Н.
3-й ученик (утка):
По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная-
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь, я же утка.
http://zagadochki.ru/zagadka-po-vode-ya-plavayu-po-zemle-hozhu.html
4-й ученик (дятел):
Кто стучит в лесу глухом
Громко, словно молотком
Пёстрый вид его приятен
В красной шапке – это дятел.
(Авт. В. Речиц)
5-й ученик (лебедь):
Есть птица красивая очень на свете,
Название — лебедь имеет она,
Не встретить прекрасней её на планете,
Она из чудесного будто бы сна.
6-й ученик (журавль):
Жура-жура, журавель,
Облетел я сто земель,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
(Авт. П. Воронько)
http://ejka.ru/blog/stihi/13.html
Ведущий: Ребята, а давайте отгадаем загадки и узнаем, каких еще птиц вы знаете?
(учитель загадывает загадки, а картинки-отгадки вывешивает на доску)
Что за птичка на суку
Нам поет ку-ку, ку-ку?
Всем в лесу она подружка.
А зовут ее ? (кукушка)
Эта птица всем знакома-
Важно ходит возле дома
Кар-кар-кар вдруг закричит
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут ее (ворона).
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте, что за птица?
Называется (синица).
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв крестом,
Птичку ту зовут (клестом).
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать,
Вместо «здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-чирик». (воробей)
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (голубь)
Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился там певец,
Как зовут его? (скворец)
Длинный хвост и с белым боком
А летает невысоко
Хочет все стащить с наскока
Это хитрая (сорока).
Эта маленькая птица
Петь большая мастерица,
На березке средь ветвей,
Трель заводит (соловей).
Ведущий: Ребята, я вижу, вы хорошо знаете названия птиц. А давайте проверим, как хорошо вы знаете, как выглядят птицы. Попробуйте угадать птицу по силуэту (на доске появляется плакат с силуэтами птиц, ребята выбирают карточку с птицей и ставят ее в окошко рядом с угаданным силуэтом).
Звучит пение соловья.
Ведущий:Ребята, кто это поет? (соловей). Ребята, птицы радуют нас своими песнями, вселяют в нас радость и хорошее настроение. А давайте узнаем, как хорошо вы знаете голоса птиц.
- Кукушка (ку-ку)
- Дятел (тук-тук)
- Ворона (кар-кар)
- Воробей (чик-чирик)
- Утка (кря-кря)
- Соловей (пение)
- Сова (ух-ух).
http://get-tune.net/?a=music&q=%E3%EE%EB%EE%F1%E0+%EF%F2%E8%F6
Ведущий:Польза птиц в природе огромна:
-птицы уничтожают насекомых, которые едят растения, портят зерно, уничтожают овощи в огородах и фрукты в садах (на доске появляется картинка с изображением насекомых);
- есть птицы, которые уничтожают мышей, которые съедают часть урожая, обгрызают кору деревьев, переносят болезни (на доске появляется картинка с изображением мыши);
-другие птицы являются истребителем опасных змей (на доске появляется картинка с изображением змеи).
-некоторые птицы дают нам пух и перья, которые используют для изготовления теплой одежды и постельных принадлежностей (на доске появляется картинка с изображением пера);
- а есть птицы, которые лечат деревья и делают домики для мелких птичек (на доске появляется картинка с изображением дерева).
У нас на празднике есть птицы (показывает на ребят). Птицы, а какую пользу приносите вы?
Игра: «Польза птиц» (дети выбирают картинки на доске и рассказывают, какую пользу они приносят).
Сова: Я ловлю вредных насекомых и мышей.
Ласточка: Я уничтожаю вредных насекомых.
Лебедь: Я ловлю вредных насекомых и даю человеку пух и перья.
Дятел: Я уничтожаю вредных насекомых и лечу деревья, а также делаю домики для маленьких птичек.
Журавль: Я уничтожаю опасных змей и вредных насекомых.
Утка: Я ловлю вредных насекомых и даю человеку пух и перья.
Ведущий: Ребята, молодцы, вы знаете, что птицы приносят большую пользу!
Физкультминутка.
Ведущий: Ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнем и станцуем танец птички-синички.
Ребята танцуют на цветочной поляне (Песня Ю.Началова «Птичка-синичка». Автор текста (слов):Началова Ю.; Композитор (музыка): неизв.автор).
Наступила осень. (осенние листья засыпают поляну и звучит осенняя музыка).
Ведущий:Что случилось? Наступила осень!
Стихотворение А. Плещеев «Осень». (читают дети).
1-й ученик:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
2-й ученик:
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
3-й ученик:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
4-й ученик:
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Ведущий:Ребята, некоторые птицы осенью улетают в теплые края. А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные).
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Автор: А. Ерикеев «Наступила осень»
http://deti-online.com/stihi/osen/
Ведущий:Ребята, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (зимующие). Ребята, а давайте узнаем, как хорошо вы знаете перелетных и зимующих птиц.
Игра: « Зимующие и перелетные птицы». (на доске появляются плакаты «Зимующие и перелетные птицы», дети выбирают карточку с изображением птицы, определяют, зимующая она или перелетная и ставят ее в окошко в нужном плакате).
Аппликация «Птичка».
Ведущий:Ребята, а давайте сами сделаем птичек? Хотите? (вешает образец на стену). Посмотрите, какую птичку сделала я. Для этого вам понадобятся клей, картон и заготовки. (дети наклеивают на картон готовые части (голова, клюв, туловище, крылья, ноги, хвост).
Ребята, посмотрите, сколько птиц у нас получилось. Вы большие молодцы. (вывешивает птиц на доску).
Ведущий:
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
http://stihi-russkih-poetov.ru/authors/elena-blaginina
Ведущий:Ребята, а как мы можем помочь зимующим птицам, чтобы им легче было пережить зиму? (их надо кормить, и тогда им легче будет пережить холода).
На уроках труда мы с ребятами изготовили вот такие кормушки (показывает кормушки), которые мы повесим в зимний парк во время экскурсии.
- А сейчас мы повесим их на наше дерево (на доске вывешивают зимнее дерево со специальными крючками, для того, чтобы повесить на них кормушки). Дети вешают кормушки.
Ребята, а какой корм любят птицы? (семечки, крупу). Давайте насыплем корм нашим птицам! (дети насыпают корм в кормушки).
Ведущий:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма-
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в сердце нашем есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать-
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.
(Стихотворение А. Яшина).
http://rupoem.ru/yashin/pokormite-ptic-zimoj.aspx
Ведущий:Ребята, вы много знаете про птиц, а главное, знаете, как им помогать в тяжелые для них зимние времена. Ведь птицы – это наши друзья! (хором).
Мы очень любим птиц! Любовь к птицам мы с ребятами хотим доказать большой подготовительной работой, которую проделали к этому большому празднику (выставка с рисунками, поделками и аппликациями из пластилина, фотографиями с экскурсий в зимний парк, кормушками).
Ведущий:Ребята, вы большие молодцы! (вручение подарков детям).
-Спасибо нашим гостям за внимание!
Используемая литература и дополнительные ресурсы:
1. Интернет ресурсы:
http://stihi-russkih-poetov.ru
2. Книги:
А.Н. Плещеев. Стихи. Издательство «Детская литература».