Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Профилактика нарушений чтения и письма у детей
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Исакова Евгения Евгеньевна,
учитель-логопед ГБДОУ детского сада №38
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
        В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием.
      Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладеть школьной программой даже на базовом уровне будет очень сложно.
         Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
       По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже. Сравните: "предложение" - "бретлошение"   и   "предложение" -"придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией. При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
            Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии и  дислексии у дошкольников.
Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то это считалось нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире.
           В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с речевыми нарушениями — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение.
        Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Затруднения и ошибки у детей в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.
         На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.
         Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой): лепка из пластилина; выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги; вычеркивание заданной буквы из текста; отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка); узнавание буквы на ощупь; письмо на снегу, песке; рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).  
Упражнение «Кто внимательнее?»
 «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят: из одного элемента (О, С); из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); из трех элементов и т.д. «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»: прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); вправо (Б, В, Г, Е и т.д.); влево (З, Л, У, Ч и т.д.); «открыты» (А, Б, Г и т.д.); «закрыты» (В, О).
Упражнение «Нарисуй дорожку»
Ребенку предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Игра «Разноцветное путешествие»
У ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх – вправо – вниз и т.д. Ребенок передвигает фишку и называет квадрат, в котором он остановился.
Занимательные задания:
Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом; Обвести букву по точкам; Слепить букву из пластилина; Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала); Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки; “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква; Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение); Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга). Обвести найденную букву (красным или синим цветом); Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении); Собрать букву из двух половинок; Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их; Прочитать слово по пол-букве. Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта; Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово; «Собрать» буквы и прочитать слово;
           В результате таких игр у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»