Щербакова Наталья Владимировна
Методические рекомендации учителям коррекционных школ.
( из опыта работы)
Методические рекомендации по моделированию коррекционно-развивающего урока.
1. Коррекционно-развивающий урок моделируется в рамках общеобразовательной программы с учетом особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
• Учитываются особенности отклонения, задержки каждого ребенка на основе диагностики, проводимой в начале, середине, окончания учебного ода.
• Осуществляется подбор большого количества разнообразного дидактического материала, хорошо отработанных заданий разной сложности.
• Наличие мер дозированной помощи к каждому заданию.
2. Компенсация отклонений у детей с интеллектуальным нарушением осуществляется только при условии совместной деятельности учителя и ребенка.
• Суть компенсаторной работы – довести до понимания ребенка условия задания и помочь ему выполнить.
• Задания могут быть двух видов:
- развитие мыслительной деятельности;
- развитие логического мышления;
* классификация предметов;
* обобщение;
* исключение лишнего;
* интерпретация сюжетов;
* простые аналогии;
*сложные аналогии; (в том числе на математике).
• Коррекционные вкрапления в урок предусматривают:
- развитие у детей сравнивать воспринимаемые объекты:
- классифицировать:
- обобщать:
- соотносить количество.
• Элементом коррекционной работы является обучение детей умению проверять самостоятельно собственные работы:
- учитель объясняет суть ошибки и совместно с ребенком исправляет:
- учитель указывает на наличие ошибки и ребенок исправляет:
- ребенок самостоятельно отыскивает ошибку, опираясь на правило.
Осуществление на практике данных рекомендаций является реальной коррекцией на уроках.
Деятельность учителя на уроке с личностно- ориентированной направленностью.
1. Наличие у учителя поурочного плана в зависимости от готовности класса.
2. Сообщение учащимся темы урока, плана его проведения, постановка учебных задач на каждый этап урока.
3. Создание положительного эмоционального настроя на урок через основной вид мотивации – познавательный интерес.
4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно- символическую).
5. Стимулирование учащегося к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Использование проблемных и творческих заданий.
7. Оценка ( поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
8. Отметка , выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось ( не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по- другому.
10. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Составитель: Н.В. Щербакова , заместитель директора поУР ГБОУ СКШ №7