Использован материал из книги "Пальчиковые шаги" - рабочая тетрадь по развитию мелкой моторики.
Авторы: Тимофеева Елена Юрьевна, Чернова Елена Ивановна.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.Сухомлинский
Современная логопедия как наука настолько многогранна, что многие приёмы логопедической работы используются не только в коррекционных учреждениях, но и для разностороннего развития детей в общеобразовательных детских садах, в домашних условиях. Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Насколько грамотно взрослый организует эту игру, настолько эта игра будет востребована ребёнком. Именно в организации интересного и, главное, компетентного подхода к обучающим играм незаменима роль некоторых логопедических форм работы. Одной из таких форм является развитие мелкой моторики пальцев рук. Этот раздел логопедии как никакой другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Связь мелкой моторики и ревой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В.Атакова-Фомина, Е.И.Исенина и др.). Они установили, что если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, А если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У большинства детей, имеющих нарушение речи, наблюдаются отставания движения пальцев рук от нормы: пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью, несогласованностью, некоординированностью.
Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребёнка не только моторные функции пальцев рук, готовя его руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…» Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые игры в русском фольклоре. И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.
Упражнения для развития мелкой моторики предлагаются детям в форме игры, они важны для ребёнка ещё и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения с взрослым. Фундамент успешного образования, и полноценного развития ребёнка как личности закладывается с первых дней жизни, поэтому совместно проведённое с ребёнком время во время игр и занятий окупится в дальнейшем многократно.
Возрастные критерии развития тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации.
3-6 месяцев
Малыш направляет руки ко рту. Следит за движениями своих рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 месяцев
Малыш развивает «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Ребёнок умеет перекладывать предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года
Ребёнок держит два предмета в одной руке; чиркает «каракули» карандашом, переворачивае5т страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную.
2-3 года
Ребёнок умеет открывать ящики и опрокидывать содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает крупные бусы. Может крутить диск телефона. Рисует крестики по образцу. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную.
3-4 года
Ребёнок держит карандаш пальцами (не в кулаке), может копировать формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ловит катящийся к нему мяч. Застёгивает, расстёгивает крупные пуговицы.
4-5 лет
Ребёнок рисует карандашами и цветными мелками. Раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали), человечка (от 2 до 3 частей тела человека: голова, туловище, руки, ноги). Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей). Умеет завязывать шнурки, застёгивает и расстёгивает мелкие пуговки.
5-6 лет
Ребёнок аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа печатным шрифтом. Дорисовывает недостающие детали в картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
Ребёнку доступны вышивание, вязание, работа с мелким конструктором, с различными формами художественного творчества (лепка, конструирование, аппликация). В рисовании появляется большое количество мелко прорисованных деталей, ребёнок овладевает разными стилями работы, осваивает различные техники. Постепенно переходит от написания печатных букв к буквам прописным.
Педагоги, использующие на своих занятиях игры с пальчиками, часто отмечают, что эффект от этих занятий не столь велик. Следует заметить, что при выполнении упражнений применяются в основном движения первых трех пальцев (большой, указательный и средний), а также смежной с ними частью ладони, которые и так постоянно активны и в быту, и в общении. Но практически не используются движения безымянного пальца и мизинца. Также в этих упражнениях в основном используются движения захвата предмета, сжатия, напряжения, что приводит в свою очередь к повышению тонуса пальцев рук. И очень редко - упражнения на растяжения пальцев, и практически никогда – на расслабления.
Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих – сжатия, растяжения и расслабления. Необходимо использовать изолированные движения каждого из пальцев.
Этим критериям полностью отвечает пальчиковый игротренинг. Методика пальчикового игротренинга при минимальных временных затратах позволяет проводить целенаправленную систематическую работу по развитию внимания, речи, фантазии, развивает чувство ритма, учит управлять своим телом, тренирует мелкую моторику.
Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому, для «включения» внимания, для снятия напряжения, для предотвращения писчего спазма.
Структура занятий с пальчиковыми играми и упражнениями.
Пальчиковые игры на занятиях играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Занятия по пальчиковому игротренингу занимают 10-20 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к предлагаемому материалу и запоминать предложенный объём информации.
-
Создание положительного настроя на занятие, разминка - 3 минуты. На этом этапе можно вспомнить названия пальчиков, сделать лёгкую общую разминку кистей рук и разминку каждого пальчика. Для этого можно использовать как простое речевое сопровождение, так и стихотворные тексты. Например:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный,
И последний – сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя!
-
Повторение «старых» игр и упражнений (1-2 игры) – 3-5 минут.
-
Обучение новой игре и упражнению – 5-7 минут.
-
Окончание занятия. На этом этапе очень важно поддержать у ребёнка положительный интерес к вашему совместному творчеству, желание продолжать занятия.
Занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными и результативными.
Такой подход позволяет:
-
Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей;
-
Совершенствовать психически процессы - внимание и память, тесно связанные с речью; активизировать мыслительные процессы.
-
Облегчить дошкольникам усвоение навыков письма, предупреждать дисграфию и дислексию, так как у детей с нарушение речи наблюдается недоразвитие мелкой моторики: неточность, недиференцированность произвольных, сознательных движений, трудности в выполнении тонких движений руками.
-
Устанавливать полный эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми.
-
Развивать зрительно-моторную координацию.
-
Развивать творчество и фантазию детей.
Основой пальчикового игротренинга стали народные игры, потешки, приговорки, стихи, загадки. Пальчиковые игры очень эмоциональные, простые. Они как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы происходящие в природе. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь немногие из них сопровождаются нерифмованным текстом.
Работу по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр лучше проводить в несколько этапов. На первом этапе предлагаются детям упражнения, не требующие большого усилия. В соответствии с принципом последовательности обучения первые упражнения даются для одной (ведущей) руки, а затем для двух рук с вовлечением всех пальцев.
На следующем этапе задания усложняются. Детям предлагаются упражнения, при выполнении которых необходимо произносить стихотворный текст.
Для детей, имеющих нарушение звукопроизношения, проговаривание стихотворного текста одновременно с движением рук имеет ряд преимуществ: речь делается более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной.
Вся описанная выше работа по использовании пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки детей, но и помогает развивать их эмоциональную сферу, умение сопереживать, учит культуре общения, что является необходимым условием для воспитания культурного человека.