Проект
Красная книга России в загадках
Аммосова Анна Николаевна,
педагог-психолог, учитель специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы (VIII вида) №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Чистякова Лариса Викторовна,
зав. библиотекой, учитель специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы (VIII вида) №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Формирование экологической этики младших школьников.
Задачи: Развивать знания об окружающей нас природе, воспитывать бережное отношение к ней. Формировать основы правильного поведения в природе. Познакомить с Красной книгой, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, птицах и животных.
Развивать любознательность, мышление, память, речь, фантазию. Развивать моторику рук. Закреплять умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Обогащать кругозор. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности. Учить устанавливать причины и связи, высказывать свои суждения. Воспитывать умение выслушивать мнения друг друга. Развивать двигательную активность, внимательность, быстроту реакции, учить соотносить движение с текстом. Формировать умения ориентироваться в задании, планировать работу, осуществлять самоконтроль. Поднять настроение детям.
I этап: Подготовительный. Мотивационный.
1,2 день: Просмотр мультфильмов: «Стрекоза и муравей», «Пчелка Майя», «Путешествия муравьишки», «Под грибом».
3,4,5,6 день: Чтение художественной литературы: И.Токмакова «Голуби»,
Н. Заболоцкий «Раненая птица», К.Ушинский «Уточки», З.Александрова «Новая столовая», рассказы о животных К. Ушинского, Л.Толстого, В.Бианки, сказки о животных, стихотворения Г.Ладонщикова «Наши друзья», Т.А. Шорыгиной «Воробьи и кот», «Синица». Занятие 7: Творческое задание: оформление книжной выставки «Природы хрупкое дыханье».
7 день: Творческое задание: оформление книжной выставки «Природы хрупкое дыханье».
8 день: Знакомство со звуками в природе (прослушивание аудиозаписи).
9 день: Заучивание стихотворения.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
10 день: Подвижная игра «Совушка»
Перед началом игры выбирается «Совушка», которая должна сидеть в «гнезде». Все остальные участники игры в хаотичном порядке располагаются по игровой площадке. По звуковому сигналу ведущего: «День наступает – все оживает», дети спокойно бегают, прыгают по площадке, изображая всевозможных зверей, птиц или насекомых. А «Совушка» в это время спокойно спит в своем гнезде. Далее звучит следующая команда ведущего «Ночь наступает – все замирает» и в этот момент все дети замирают в той позе, в которой они оказались во время звучания команды. Сова в это время просыпается и вылетает на охоту. Она должна заметить игроков, которые пошевелились, и увести к себе в гнездо. Все пойманные совой игроки становятся совами и все вместе по определенной команде вылетают на охоту. Игра ведется до того момента, пока не будут пойманы все участники игры.
11 день: «Что сказал бы гриб»
Дополните фразу: «Если бы лесной гриб мог говорить, он бы сказал…»
12 день: Наблюдение.
Понаблюдайте за небом. Как вы думаете, почему сегодня холодно? Есть ли на небе солнце, облака, тучи? На что похожи облака?
13 день: Пальчиковый игротренинг «На лужок».
14 день: Перед вами группы слов, три из которых можно объединить в одну группу по какому-либо признаку. Надо отметить среди них лишнее.
1 команда (1 класс) Грибы: белый, подберезовик, подосиновик (съедобные), мухомор (ядовитый)
2 команда (2 класс) Деревья: береза, клен, дуб (лиственные), сосна (хвойное)
3 команда (3 класс) Ягоды: брусника, черника, клюква (растут в лесу), клубника (растет в огороде)
4 команда (4 класс) Насекомые: бабочка, комар, пчела (летают), лягушка (прыгает).
15 день: Прочитайте названия животных из представленных букв: КИНО (КОНИ), ЁИЖК (ЁЖИК), ПТУХЕ (ПЕТУХ), БАНКА (КАБАН)
II этап: Основной.
16 день: Беседа.
Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т.к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины. Для некоторых видов трав условия леса были необходимы для выживания. Да и многие деревья и кустарники могли жить только в лесу. Ученые подсчитали, что за последние 400 лет исчезло более 150 видов животных и растений!
Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали международный союз охраны природы, который с 1966 года стал издавать Красную книгу. Красный цвет — это цвет опасности и он по-особенному привлекает внимание и подчеркивает важность. В эту книгу по сей день заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите. Любители природы оберегают вымирающие виды от браконьеров, от болезней, от голода и плохих условий природы. Зимой виды растений, животных и птиц, занесенных в Красную книгу, подкармливают. Летом спасают от жажды. Если животные заболели, то их стараются вылечить. Для того, чтобы помочь выжить редким растениям и животным, люди создали для них специальные парки и заповедники. В них категорически запрещается охотиться или собирать травы. Если человек будет вести охоту на животных или птиц на территории заповедника, то он будет считаться браконьером.
Браконьеров наказывают: выписывают большие штрафы или могут посадить в тюрьму. Браконьеры — это такие люди, которые охотятся на животных, птиц, рыб и уничтожают растения, занесенные в Красную книгу. К браконьерам так же относят людей, которые ловят любую рыбу запрещенными видами ловли или охотятся на любых животных в запрещенный для этого период времени.
Красная книга издается не только на международном уровне. Она еще бывает и региональной. Например, Красная книга России.
17,18,19 день: Творческое задание.
(1,2класс)- найти загадки о цветах, занесенных в Красную книгу.
(3 класс)- найти загадки о животных, занесенных в Красную книгу.
(4 класс)- найти загадки о птицах, занесенных в Красную книгу.
III этап: Обобщающий.
20-30 день: Изготовления красной книги России в загадках.