Кривенцов Юрий Николаевич
Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и понимание прочитанного. У этих детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.
Техническая сторона процесса чтения страдает из-за незнания букв или нетвёрдого их знания), нарушения слияния букв (побуквенное чтение), замедленного чтения, искажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов).
При проведении диагностики детей я отметил, что многие ученики часто пользуются своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков, так называемым «причитыванием» (в-вх-вхо-д - вход). Распространёнными ошибками чтения являются замены звуков и слогов. Особую трудность для детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя её паузой от другой согласной того же слова.
Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (в-бе-жа-л, лю-бу-й-ся).
Часто делается неправильное ударение, чтение в основном маловыразительное и монотонное, наблюдается повтор слов, нарушается интонационная структура.
На первоначальном этапе овладения чтением у учащихся наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, предложений, текста. Есть затруднения в понимании образных выражений, метафор; нарушено целостное восприятие текста, присутствует угадывающее чтение.
В задачи уроков чтения входит формирование прочных навыков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения; активное приобщение учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний.
На материале доступных рассказов, стихотворений, сказок я ставлю своей целью научить детей понимать общее содержание и главную мысль произведения, поступки и мотивы поведения героев, учиться давать элементарную оценку прочитанному, видеть авторское отношение к событиям и героям прочитанных произведений.
Учащиеся получают представления о языке художественных произведений, его изобразительных средствах. У них развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, любовь к родному языку, художественной литературе, интерес к чтению.
В процессе работы над художественными текстами дети учатся отличать главное от второстепенного, выявлять взаимосвязь описываемых явлений и событий, понимать их смысл; учатся делить текст на части, составлять план прочитанного в соответствии с ним полно и кратко воспроизводить прочитанное. Всё это способствует развитию логического мышления учащихся.
Учебник позволяет формировать такие необходимые умения, как нахождение ответов на вопросы, составление плана пересказа, а также умение читать иллюстрации, соотносить их с текстом, находить в произведении необходимые эпизоды, составлять предложения и рассказы по рисункам.
Особое место в работе с учебником по чтению занимает формирование умений и навыков ориентировки в книге, необходимых для обучения в средней школе и самообразования. С первых уроков важно объяснить детям назначение основных структурных элементов аппарата книги, учебника (оглавление, рубрикация, шрифтовые и цветовые выделения).
На уроке важно находить время для тренировочных упражнений, обеспечивающих целенаправленную ориентацию школьников в содержании и структуре учебника, без которой затруднена самостоятельная работа с ним.
Материалы и тематика книг для чтения открывают возможности для того, чтобы силой художественного слова воспитывать у детей трудолюбие, честность и правдивость, доброту и принципиальность, помогать вырабатывать умение жить и работать в коллективе.
В системе вопросов и заданий к текстам мною реализуется принцип продуктивного многочтения. В соответствии с ним одно и то же произведение читается на уроке многократно (выборочно или целиком) и таким образом, чтобы каждое чтение рождало у детей всё больший интерес, чтобы они могли в знакомом по первичному чтению тексте открывать что-то новое, ранее не замеченное, фокусировать внимание на главном в эстетическом, речевом и нравственном отношении и в конечном счёте прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного. Особенно удачно эта работа проводится при чтении классических произведений (И.С.Никитин «Степь», К.С.Аксаков «Прибавились значительно дни», А.П.Чехов «На реке» и др.
Работа по совершенствованию навыков чтения предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему буквенному, слоговому составу или по своему значению могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова должны быть выписаны на доске и прочитаны перед чтением текста.
Когда учащиеся овладевают умениями работы с тестом, я считаю возможным включать различные задания для самостоятельной работы, например, подготовка первичного чтения текста, разбивка рассказа на части, озаглавливание каждой части, нахождение главной мысли произведения.
Такая системность в работе позволяет совершенствовать навыки чтения.
Повторная диагностика в середине и в конце учебного года показывает, что обучающиеся дают высокую динамику в овладении навыками беглого, осмысленного чтения.