Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Оригами как средство развития речи

Матвеева Оксана Валерьевна, учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуален, так как детей с нарушениями речи очень высок. У таких детей нарушаются все компоненты речевой функциональной системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического и фонетического строя речи.
Речь представляет собой одно из специфических проявлений психической деятельности человека и выполняет сложную функцию общения между людьми.
Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:
  • Совершенствование не речевых функций значимых для формирования речи: зрительное и слуховое восприятие, внимание память, мышление, моторные функции;
  • Развитие импрессивной речи;
  • Развитие активного словаря;
  • Грамматического строя речи;
  • Развитие диалогической речи;
  • Развитие монологической речи;
  • Формирование у детей языкового анализа и синтеза;
  • Воспитание культуры речевого поведения;
  • Подготовка руки к письму.
Логопедическая работа проводится комплексно и систематично. В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендую использовать в работе методику оригами. Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика рук очень важна, так как тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе складывания поделок из бумаги формируются кинетическая (удержание позы) и кинестетическая поза (переключение с одного движения на другое) пальцев рук. Выполняя различные поделки из бумаги, у ребёнка расширяется и развивается активный словарь. В речи у детей появляются математические понятия: название геометрических фигур, понятия – лево, право, нижний правый или левый угол, улучшается количественный счёт, сенсорные эталоны (цвет, форма, размер). Улучшается грамматический строй речи – словоизменение и словообразование. Для этого проводятся игры с игрушками сделанными способом оригами, которые решают следующие задачи:
  • Изменение слов по числам;
  • Изменение существительных по падежам;
  • Согласование существительных с прилагательными;
  • Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • Образование относительных прилагательных;
  • Обучение строить предложения и т.д.
Изготовляя игрушки способом оригами, развивается диалогическая речь. Во время работы ведётся беседа с детьми. Задаются вопросы: что мы делаем?, какой угол надо загнуть? Как ты будешь играть с этой игрушкой? и т.д.
Развивается монологическая речь. Дети придумывают рассказ или сказку о своей игрушке, показывают знакомую сказку, тем самым обучаем детей пересказывать текст, учим описывать свою игрушку. Можно поиграть со своей игрушкой: с какого звука начинается название игрушки, сколько слогов в названии, какой первый слог, второй и т.д.
Работа строится поэтапно. Первоначально надо заинтересовать детей. Для этого лучше всего подходит сказка, которую показывает взрослый с помощью игрушек, сделанных способом оригами. Эту сказку дети учатся пересказывать. На этом этапе дети учатся выполнять простейшие игрушки, изучая математические понятия: диагональ, пополам, к середине загнуть уголки фигуры и т.д.
На втором этапе  идёт скрупулёзная работа по обучению детей складывания квадратного листа бумаги. В целом все дети уже хорошо освоили действия с простейшими моделями. И новой задачей становится освоение операционных карт. Постепенно шаг за шагом осваиваются новые приёмы работы с бумагой. Важно, чтобы все этапы складывания игрушек дети проговаривали. Если дети затрудняются, желательно привлекать к помощи других детей.
Третий этап работы – продуктивный, самый интересный, но не менее сложный. Этот этап интересен тем, что у детей наработана определённая база знаний умений, а это позволяет от изготовления отдельных фигурок перейти к выполнению сюжетно-тематических композиций. При этом у каждого ребёнка появляется возможность активно использовать свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной лексической темы. Дети могут изменять величину заготовок, сочетать фигуры по окраске, устанавливать их взаимоотношения. Используя элементы движения, поз, поворотов, чем достигается большая выразительность каждого образа и всей композиции в целом. Именно это содействует развитию творческой деятельности ребят и их конструктивных способностей. На этом этапе дети придумывают сказки и рассказы о своих игрушках.
Целенаправленная работа по данному разделу увеличивает объём знаний и представлений об окружающем их мире, что приводит к обогащению и активизации словаря детей. Речь у детей становится более связанной, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками. Изготовленные детьми игрушки нашли применение в играх на дыхание, в играх на артикуляционную гимнастику, на занятиях по лексико-грамматическому строю речи, грамоте и т.д. Одновременно изменяется отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. Повышается культура речи.
  • Литература
  1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю., Оригами: «Волшебный квадрат», издательский дом «Литература», 2003
  2. Боготеева З. А., «Чудесные поделки из бумаги», 1999
  3. Волкова Л. С., Шаховской С. Н.. Логопедия. – М., 1998
  4. Матвеева О. В., Панжина Е. Н., Научно-методический журнал для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» - г. Чебоксары, № 2, 2013

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»