Нарушения поведения детей с СДВГ
Эстрина Светлана Михайловна,
учитель-логопед ГБДОУ №23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Синдром дефицита внимания и гиперактивности в медицинской классификации определён как заболевание. Это значит, что ребёнок хочет, но не может изменить своё поведение по желанию взрослых. Для устранения СДВГ необходимы специальные методики, а иногда и лечение.
Синдром СДВГ считается самой распространённой формой нарушения поведения детей. По оценкам отечественных специалистов в эту категорию входит 15-20% детей, по оценкам американских- 5-7%, причём в три- пять раз чаще встречается у мальчиков и во взрослом возрасте доходит до 20%. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о возникновении этого заболевания. Рассматриваются различные причины- от генетических до нейроанатомических и даже пищевых факторов.
Основные симптомы СДВГ:
- расстройство внимания,
- гиперактивность,
- импульсивность.
Особенности поведения ребёнка, которые должны насторожить взрослых:
- Беспокойные движения рук и ног в состоянии покоя.
- Неусидчивость, невозможность удержать позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятии.
- Отвлекаемость на любые посторонние раздражители.
- Невозможность дождаться своей очереди во время игр, ответов на вопросы.
- Ответы на поставленные вопросы не задумываясь, не дослушав их до конца.
- Непонимание инструкций при выполнении предложенных заданий, проблемы с планированием и организацией своей деятельности.
- Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
- Невозможность осуществлять свои действия тихо, спокойно.
- Вмешательства в игры других детей, разговоры взрослых.
- Излишняя разговорчивость (часто речь не продуктивна). При этом не слушая обращенную к нему речь.
- Небрежное отношение к вещам. Частая потеря карандашей, игрушек, книг и т.д.
- Совершение опасных действий, не задумываясь о последствиях.
Изменения в поведении, по той или иной причине, могут проявляться у каждого ребёнка. Однако это временные, ситуативные нарушения поведения. Но если они носят длительный характер и имеют не менее восьми перечисленных признаков, можно говорить о СДВГ.
Если нарушения поведения возникли в старшем дошкольном возрасте, необходимо проанализировать, не являются ли они следствием воздействия психогенных факторов: испуг, страхи. Однако при невротических нарушениях существуют и другие проявления, нехарактерные для СДВГ,- такие как:
- повышенная чувствительность в виде склонности к проявлению аффекта, эмоциональным расстройствам, беспокойству, плаксивости, агрессии;
- нервная ослабленность;
- низкая выносливость, быстрая утомляемость при повышенной нервно- психической нагрузке, а также при духоте, шуме, ярком свете, непривычной обстановке;
- нарушения сна: поверхностный, чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий сон; затруднённое засыпание, низкая потребность в дневном сне;
- вегетососудистая дистония, выраженная в низких показателях артериального давления, плохом самочувствии при колебаниях атмосферного давления, сосудистых спазмах головного мозга, метеозависимости, спазмах дыхательной мускулатуры (ложный круп, бронхиальная астма), повышенной потливости, ознобах, сердцебиениях;
- соматическая ослабленность: частые вирусные инфекции, хронические простудные заболевания, снижение иммунитета;
-диатезы;
- психомоторные, конституционно обусловленные нарушения типа энуреза, тиков и заикания, которые часто сменяют друг друга;
- различные страхи.
В этих случаях необходимо медикаментозное лечение, строго контролируемое врачом, длительное наблюдение за ребёнком специалистами.
Разобраться в особенностях поведения ребёнка не просто. Чтобы выбрать правильную стратегию по устранению СДВГ необходим комплексный подход специалистов ДОУ. Налаживание тесного контакта с родителями, выработка единой тактики воспитания ребёнка, создание комфортных условий, способствующих продуктивной работе ведёт к положительным результатам по устранению данной проблемы.