Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью
Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель младших классов ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.
Противоположностью внимания обычно считается рассеянность, необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из – за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании, неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только в какие – то отрезки времени, т. е. В моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности. Уровень развития внимания у умственно отсталых детей весьма низок. Дети смотрят на объекты или на изображения, не замечая при этом их существенные элементы. Внимание быстро ослабевает или настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация.
Наиболее типичный источник невнимательности – колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов.
Внимание при олигофрении нарушено, так, некоторые больные часто не в состоянии активно концентрировать внимание, они быстро отвлекаемы, чрезмерно непоседливы, реагируют на каждый случайный шум, слово, замечание. Другие наоборот, внешне сосредоточены, выполняя самое простое действие, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, однако производительность выполняемой работы остается крайне низкой, так как речь в этом случае идет как бы о внешнем выражении внимания, в то время когда в действительности психические процессы у них не концентрируются в нужном направлении и по существу нецеленаправленны. У детей преобладает, следовательно, непроизвольное внимание, хотя страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание.
Слабость произвольного внимания, по мнению А. Н. Граборова, определяет отсутствие целевого направляющего признака внимания, что выражается в стремлении ребенка с интеллектуальной недостаточностью обойти трудности, не пытаясь их преодолеть. Слабостью же произвольного внимания объясняется стремление к частой смене объектов внимания, перенос внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак.
Отличается своеобразием и непроизвольное внимание. Факт несоответствия внимания внешнему выражению отмечают многие авторы.
А. Н. Граборов, описывая имитацию выражения внимания, пишет о том, что создается впечатление, что ребенок обдумывает задачу, об этом говорит выразительность его позы, а между тем внимание – то и сосредоточено на самой позе и ее выразительности, а не на задаче.
В самом протекании, функционировании внимания имеет место ряд особенностей, таких как трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность.
Внимание, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредоточивается на них, как бы скользит по поверхности. Поэтому многие авторы отмечают, что внимание ребенка с интеллектуальной недостаточностью не достигает той высокой степени концентрации, как у нормальных детей. Трудность, а подчас и невозможность длительной концентрации, отражается прежде всего на деятельности, требующей значительного умственного напряжения. Устойчивое, активное, концентрированное тем или иным способом внимание через некоторое время после включения в работу ослабевает и полностью исчезает. Дальнейшее выполнение работы осуществляется на низком уровне активности. Следствием этого являются стереотипные ответы и пассивное инертное выполнение предложенной деятельности.
Повышенную патологическую отвлекаемость многие авторы констатируют у группы так называемых возбудимых детей с интеллектуальной недостаточностью, для которых характерны удивительная живость, подвижность, назойливость, часто двигательная расторможенность. Эта болезненная отвлекаемость ведет к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно ребенку. Легкость отвлечения внимания определяет потерю логического хода мысли. Для преодоления отвлечения внимания требуются волевые усилия и определенная затрата энергии, что вызывает большие трудности даже в самой легкой степени умственной отсталости.
Для группы тормозных детей можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Такие дети в состоянии часами, не отвлекаясь и ни на что не реагируя, выполнять несложные действия.
Узость объема произвольного внимания проявляется, в частности, в особенностях запоминания, когда ребенок вначале запоминает четыре слова из десяти предложенных, а после повторного зачитывания он воспроизводит уже четыре слова другие, но не может воспроизвести те, которые он назвал ранее.
Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных задач. Предлагаемое детям задание первоначально носит игровой характер. Выработка активного внутреннего торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания.
Литература:
1. Баскакова И.Л. Внимание школьников – олигофренов: Учебное пособие – Москва, 1982.
2. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике, Москва, 1961.
3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1978.