Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Воспитание культуры здорового образа жизни у обучающихся
с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности
Буряковская Татьяна Валентиновна
ГБОУ школа № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Формирование представлений о здоровом образе жизни является одной  из наиболее значимых задач воспитания и обучения школьников  с ограниченными возможностями здоровья.
Иными словами, здоровью следует учить. Хотя чаще всего мы слышим  другие слова: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова всегда звучат на уроках. Чтобы они не остались лишь призывами, их нужно довести до сознания каждого ученика.
От чего зависит здоровье человека? Согласно проведенным исследованиям, здоровье человека, то есть состояние полного физического, духовного и социального благополучия зависит от следующих факторов: образ жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), состояния медицины (8-10%).
 Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для сохранения здоровья ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, которые окружают его (родителей, учителей, воспитателей и других людей, среди которых ребенок растет, развивается, получает знания и навыки).
Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни это задача прежде всего образовательная и основная роль в ней отводится школе, которая должна создать установку у обучающегося на здоровую полноценную жизнь.
В нашей школе обучается 128 учеников. Это дети с нарушением интеллекта. Большая часть из них – инвалиды детства (82 ребенка). Они больше, чем другие  нуждаются в знаниях, умениях и навыках здорового образа жизни. Перед учителем, работающим с такими детьми,  стоит задача дать им эти знания и навыки, а также требовать их выполнения.
Содержание работы по воспитанию культуры здорового образа жизни строится по двум направлениям:
- формирование познавательного (когнитивного) компонента представлений, который включает в себя образовательную работу с обучающимися (сообщение новых знаний, закрепление представлений, умений, навыков), а также развивающую работу (развитие способностей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и здоровым образом жизни). При этом следует учитывать возможности обучающихся с нарушением интеллекта.
 - формирование поведенческого компонента представлений о здоровом образе жизни (воспитательная работа: привитие потребности в здоровом образе жизни, профилактика негативного поведения).
В школе, где обучаются дети с нарушением интеллекта,  уроки ОБЖ становятся ключевым звеном в формировании человека «безопасного типа» - безопасного для самого себя и окружающих, ориентированного на здоровый образ жизни.
В школе оборудован кабинет, который оснащен необходимыми методическими пособиями и литературой, а также современной компьютерной техникой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа курса ОБЖ составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учеников, с учетом их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
На уроках ОБЖ используются различные формы и методы обучения, доступные детям с ограниченными возможностями здоровья, что способствует формированию представлений у них  о здоровом образе жизни.
Разнообразие форм работы на уроках делает процесс обучения творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися с ограниченными возможностями здоровья знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Этому способствуют и здоровьесберегающие  технологии, которые используются на всех уроках ОБЖ.
Одной из особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья является фрагментарное восприятие действительности. Недостаточное развитие навыков анализа и синтеза не позволяет им создать целостную картину происходящего и, следовательно, нарушает правильный алгоритм поведения в возникающих ситуациях.
Поэтому  незаменимыми оказываются интегрированные уроки, которые способствуют формированию у таких учеников  целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязей явлений и процессов.
Интегрированные уроки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности, выстраивать целостную картину происходящего вокруг и соотносить с ней свои действия.
Кроме урочной деятельности в школе идет большая работа и во второй половине дня.
Стало традицией проводить в школе Единые информационные дни, посвященные здоровому образу жизни(«Выбираем правильное питание», «О вреде энергетических напитков», «Как не стать жертвой преступления» и другие).
В школе ведется большая экскурсионная работа, направленная на закрепление знаний, полученных в школе. За время обучения  ребята регулярно посещают музеи города, которые помогают воспитывать культуру здорового образа жизни.
Дети нашей школы получают багаж знаний и навыков, необходимый для ведения здорового образа жизни. И можно с уверенностью говорить, что  учитель делает для здоровья своих учеников не меньше, чем врач.
Мы стараемся работать так, чтобы обучение детей в школе, с одной стороны, не наносило ущерба их здоровью, а с другой – чтобы ученики, выходя из стен школы, могли вести по возможности полноценную здоровую жизнь и с благодарностью вспоминать своих учителей.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»