Конспект урока по речевой практике
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Умный ёжик» Е. Радлова
Филиппович Галина Наумовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Цель урока: обучение учащихся составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные, ключевые моменты сюжетного действия.
Задачи:
1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.
2. Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использования фраз из 3-6 слов при составлении рассказа.
3. Формирование навыков словоизменения существительных.
4. Развитие памяти, творческого воображения у детей.
5. Формирование связной речи в форме повествования и рассуждения.
Оборудование: картинки среднего формата, карточки со схематичным изображением сюжета, наборное полотно.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Отгадайте загадку:
В густом лесу под елками.
Осыпанный листвой.
Лежит мешок с иголками.
Колючий и живой. (ежик)
- Представьте, что вы маленькие ежики.
Психогимнастика. Упражнение «Ежик»
- Вот свернулся еж в клубок.
Потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся.
Ежик встал и потянулся.
Ежик сладко потянулся.
Весело всем улыбнулся!
- И вы улыбнитесь друг другу! Ежик тоже хочет загадать вам загадку:
Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки.
Тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (яблоко)
- Скажите, ребята, где растут яблоки? Как называется дерево, на котором они растут? (яблоки растут на яблоне).
2. Разбор содержания картинок в вопросно-ответной форме.
- Сегодня мы с вами будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком.
Вопросы к картинкам:
1 -я картинка: - Кого вы видите на картинке?
- Где же живет ежик?
- Как называется место, где растут яблони?
- Что делает ежик? Что же ему захотелось сделать?
2-я картинка:
- Что сделал ежик? (собрал яблоки в кучу). Куда он залез?
- Где лежат яблоки? (под деревом, под яблоней)
- Где сидит ежик? (на дереве, на яблоне)
3-я картинка:
- Что сделал ежик?
- Как он прыгнул (упал)? (на спину, спиной вниз)
- Куда упал ежик? (на яблоки)
4-я картинка:
- Где оказались яблоки? (яблоки наколоты, нанизаны, нацепились на колючки)
- Куда пошел ежик?
Общие вопросы:
- Почему яблоки лежали на земле? (созрели)
- Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале лета)
3. Физ.минутка:
упражнение на координацию речи с движением «Ежик», «Яблоко»
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого,
С головы до ножек - весь в иголках ежик,
Как же взять его?
4. Упражнение в подборе слов-определений: (с мячом)
- Что можно сказать про ежика, какой он?
- Ежик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он какой? (догадливый)
- А теперь скажем по-другому. Ежик думал, думал и сообразил, как ему надо поступить. Значит, он какой? (сообразительный)
- Ежик нашел выход из трудного положения. Значит, он какой? (находчивый)
- Ежик не побоялся спрыгнуть с дерева. Значит, он ...(смелый)
- Ежик делает запасы на зиму. Значит, он какой? (запасливый)
- Ежик набрал много яблок и пошел домой какой? (веселый, радостный, довольный)
5. Обучение детей составлению завязки рассказа:
- Где жил ежик? Что виднеется вдали?
- Что было рядом с лесом?
- Что однажды решил сделать ежик?
Обучающимся дается образец начала рассказа, дети дополняют рассказ отдельными словами:
- Давайте вместе придумаем рассказ об умном ежике. Я начну, а вы мне помогайте.
- Однажды ежик решил пойти на прогулку. Он вышел из ...(леса), побежал по дорожке и увидел сад, где росли большие ...(яблони). Ежик добежал до ...(сада) и увидел, что под яблонями на земле лежат большие румяные ...(яблоки). Ему захотелось принести домой...(яблоки). Но как унести яблоки домой, он не знал. Задумался ежик. Думал, думал и придумал.
- А теперь продолжайте вы. (обучающиеся по цепочке продолжают составление рассказа)
6. Составление рассказа.
- А теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик, куда он однажды пошел, что увидел.
Оценка рассказа детьми (интересный, полный, последовательный)
7. Пальчиковая гимнастика: упражнение «Ежик»
Маленький ежик сжался в клубок,
Много иголок он выставить мог,
Я хочу ежа погладить,
Я хочу с ежом поладить,
Маленький ежик, не бойся меня,
Не причиню тебе я вреда!
Упражнение для глаз «Ежик».
8. Практическая часть.
- Посмотрите на схематический план нашего рассказа об умном ежике. Этот план поможет вам рассказать о том, что случилось с ежиком без картинок. Зарисуйте схему рассказа в тетрадях и дома вы сможете составить рассказ для ваших мам и пап.
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Список литературы:
1. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73.
2. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. М: КАРО, - 2006.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, - 1995.