Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по речевой практике

Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Умный ёжик» Е. Радлова

 
Филиппович Галина Наумовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
 
Цель урока: обучение учащихся составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные, ключевые моменты сюжетного действия.
Задачи:
1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.
2. Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использования фраз из 3-6 слов при составлении рассказа.
3. Формирование навыков словоизменения существительных.
4. Развитие памяти, творческого воображения у детей.
5. Формирование связной речи в форме повествования и рассуждения.
 
Оборудование: картинки среднего формата, карточки со схематичным изображением сюжета, наборное полотно.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Отгадайте загадку:
В густом лесу под елками.
Осыпанный листвой.
Лежит мешок с иголками.
Колючий и живой. (ежик)
- Представьте, что вы маленькие ежики.
Психогимнастика. Упражнение  «Ежик»
- Вот свернулся еж в клубок.
Потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся.
Ежик встал и потянулся.
Ежик сладко потянулся.
Весело всем улыбнулся!
- И вы улыбнитесь друг другу! Ежик тоже хочет загадать вам загадку:
Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки.
Тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (яблоко)
- Скажите, ребята, где растут яблоки? Как называется дерево, на котором они растут? (яблоки растут на яблоне).
2. Разбор содержания картинок в вопросно-ответной форме.
- Сегодня мы с вами будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком.
Вопросы к картинкам:
1 -я картинка: - Кого вы видите на картинке?
- Где же живет ежик?
- Как называется место, где растут яблони?
- Что делает ежик? Что же ему захотелось сделать?
2-я картинка:
- Что сделал ежик? (собрал яблоки в кучу). Куда он залез?
- Где лежат яблоки? (под деревом, под яблоней)
- Где сидит ежик? (на дереве, на яблоне)
3-я картинка:
- Что сделал ежик?
- Как он прыгнул (упал)? (на спину, спиной вниз)
- Куда упал ежик? (на яблоки)
4-я картинка:
- Где оказались яблоки? (яблоки наколоты, нанизаны, нацепились на колючки)
- Куда пошел ежик?
Общие вопросы:
- Почему яблоки лежали на земле? (созрели)
- Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале лета)
3. Физ.минутка:
упражнение на координацию речи с движением «Ежик», «Яблоко»
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого,
С головы до ножек - весь в иголках ежик,
Как же взять его?
4. Упражнение в подборе слов-определений: (с мячом)
- Что можно сказать про ежика, какой он?
- Ежик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он какой? (догадливый)
- А теперь скажем по-другому. Ежик думал, думал и сообразил, как ему надо поступить. Значит, он какой? (сообразительный)
- Ежик нашел выход из трудного положения. Значит, он какой? (находчивый)
- Ежик не побоялся спрыгнуть с дерева. Значит, он ...(смелый)
- Ежик делает запасы на зиму. Значит, он какой? (запасливый)
- Ежик набрал много яблок и пошел домой какой? (веселый, радостный, довольный)
5. Обучение детей составлению завязки рассказа:
- Где жил ежик? Что виднеется вдали?
- Что было рядом с лесом?
- Что однажды решил сделать ежик?
Обучающимся дается образец начала рассказа, дети дополняют рассказ отдельными словами:
- Давайте вместе придумаем рассказ об умном ежике. Я начну, а вы мне помогайте.
- Однажды ежик решил пойти на прогулку. Он вышел из ...(леса), побежал по дорожке и увидел сад, где росли большие ...(яблони). Ежик добежал до ...(сада) и увидел, что под яблонями на земле лежат большие румяные ...(яблоки). Ему захотелось принести домой...(яблоки). Но как унести яблоки домой, он не знал. Задумался ежик. Думал, думал и придумал.
- А теперь продолжайте вы. (обучающиеся по цепочке продолжают составление рассказа)
6. Составление рассказа.
- А теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик, куда он однажды пошел, что увидел.
Оценка рассказа детьми (интересный, полный, последовательный)
7. Пальчиковая гимнастика: упражнение «Ежик»
Маленький ежик сжался в клубок,
Много иголок он выставить мог,
Я хочу ежа погладить,
Я хочу с ежом поладить,
Маленький ежик, не бойся меня,
Не причиню тебе я вреда!
Упражнение для глаз «Ежик».
8. Практическая часть.
- Посмотрите на схематический план нашего рассказа об умном ежике. Этот план поможет вам рассказать о том, что случилось с ежиком без картинок. Зарисуйте схему рассказа в тетрадях и дома вы сможете составить рассказ для ваших мам и пап.
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Список литературы:
1. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73.
2. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. М: КАРО, - 2006.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, - 1995.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»