Методическая разработка. Проект для дошкольников с ОВЗ
Мы выращиваем овощи
Кулеш Светлана Валерьевна;
Бажанова Юлия Николаевна,
учителя-дефектологи ГБОУ школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ОВЗ, является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению детей в исследовательскую деятельность и позволяет развивать творческие и индивидуальные способности детей.
Участники проекта:
- Воспитанники подготовительной группы;
- учитель-дефектолог;
- воспитатель;
- родители.
Цель проекта – «Сформировать у детей предпосылки исследовательской деятельности через поиск ответа на вопрос: «При каких условиях и как прорастают овощи (лук, огурец, помидор)?».
Проект позволяет решать следующие задачи:
· создать условия побуждающие детей активно участвовать в поисковой деятельности, через постоянный интерес учителя о ходе процесса;
· развивать познавательные способности детей;
· повысить уровень развития грамматического строя речи детей, через участие в презентации своего проекта;
· развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
· развивать у учащихся способности к волевым усилиям;
· развивать самостоятельность у детей.
Проект является:
· по доминирующему в проекте виду деятельности – исследовательский;
· по продолжительности - долгосрочный;
· по характеру координации проекта – с открытой координацией;
· по количеству участников - групповой;
· по характеру предметно-содержательной области – монопроект.
На первом этапе – подготовительном- главная задача формирование у детей мотивационной основы предстоящей работы.
Детям во время занятия воспитатель или учитель-дефектолог читает книгу Н. Носова «Про репку».
Педагог задает обобщающие вопросы по почитанному тексту. А после обсуждения задает главный вопрос:
- «Как вы думаете, ребята, что сможем с вами провести исследование? Сами прорастить какие-нибудь семена? ( Да)
Вовремя второго этапа – планирование – ребята с родителями ищут дома информацию, как прорастить различные овощи, что для этого необходимо. Создается круглый стол и ребята делятся информацией о том, что узнали о прорастании овощей в домашних условиях.
Вырабатывается общий план:
1. принести из дома семена помидор, огурцов, лук-севок;
2. вымыть их;
3. посадить в землю;
4. регулярно поливать.
Третий этап – практический - сама работа над проектом. В группе все вместе высаживаем семена и создаем условия для их проращивания. Дети регулярно фотографируют этапы своей работы. Оформляют проект в виде альбома, книжки, или презентации в программе Microsoft Power Point с помощью педагога.
Во время четвертого этапа – презентации - защиты проекта дети представляют результат своей работы ребятам из другой группы: рассказывают о проделанных этапах работы и полученном результате.
Напятом этапе педагог подводит итог: организует выставку проектов, по окончании выставки все проекты включаются в библиотеку группы и находятся в доступе ребят и родителей. Также на этом этапе педагог ставит новую проблему перед ребятами: «Что еще мы можем вырастить?»
По завершению проекта родители отметили положительные изменения у детей в сферах поведения, общения, обогащение словаря, заинтересованности к исследовательской деятельности.
Литература:
Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса: «Проектная деятельность дошкольников».
Марина Аромштам: «Желуденок».