Формирование и развитие личности школьника через коррекционную работу
в школе-интернате во внеурочное время
Филиппович Галина Наумовна,
воспитатель школы №502
Санкт-Петербурга
Дети, которые живут в условиях интерната, в индивидуальном личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психологического характера. Это могла быть разлука с близкими, отсутствие необходимых ребенку любви и заботы старших, педагогическая запущенность и заброшенность, алкоголизм бродяжничество родителей. Дети могли испытать на себе насилие и агрессию, стать жертвами негативных поступков и эмоций. У детей с подобным опытом жизни наблюдаются многочисленные трудности в поведении.
Современное развитие коррекционной педагогики переходит от адаптивной, дисциплинарной и унифицированной модели к личностно-ориентированной и вариативной . В центре внимания становится не условный «средний» ученик, а конкретная личность ребенка со всем многообразием её свойств, с учётом особенностей его развития познавательной и другой деятельности.
На коррекционных занятиях предусмотрено оказание направленной помощи детям. Такие занятия носят вневозрастной характер. Актуальность и важность, таких занятий, имеют свою значимость на всех этапах жизни человека, поскольку речь идет о том, как быть здоровым, счастливым, успешным, как правильно к себе относиться, как общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Главное - вступить в контакт с людьми (со всеми вместе и с каждым в отдельности), помочь разговориться, уметь выслушать и прокомментировать услышанное, учитывать индивидуальные особенности и индивидуальное своеобразие каждого ребенка.
Особое внимание необходимо обращать на основные приемы контактного взаимодействия с учениками. Стараясь вступать в личностное общение, главная цель - научить учеников говорить о себе, о своём опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах, мыслях и поступках, учить слушать другого, быть к нему внимательным, учить принимать других людей и проявлять к ним доброжелательность. Особое внимание надо обратить на такие условия личностного общения как:
1.Обращение к ученику по имени при каждом эпизоде общения с ним;
2.Помощь в развитии умений партнерства для того, чтобы ученика разговорить, стараясь смотреть в глаза, поддерживать активность выразительными жестами, мимикой;
3.Эмоциональное принятие заключается в безусловно положительном отношении к тому, что происходит на занятиях;
4.Закреплять опыт позитивного общения.
Для этого выделяют приятные образы, развивают наблюдательность и помогают детям в фиксации всех позитивных самоощущений, а также всего того позитивного, что происходит с другими в группе. Применяют прием включения в общение игровых персонажей, например: Добрая Волшебница, Джин, который исполняет желания и т.д.
Используют коррекционно-развивающие игры: например «Наблюдения в природе и чудесные находки», наблюдаем за птицами, насекомыми. Увидев животное, называем его, говорим о его размерах, окраске, наблюдаем, как оно передвигается, чем питается. Дети прислушиваются к пению птиц и пробуют определить по звукам место их нахождения
Игры после прогулки.
Ребята очень любят подражать звукам животных. Развешивают на доске картинки с изображением знакомых ребятам зверюшек, птиц и спрашивают, как они «разговаривают».
Сочинение сказок о знакомых животных. Один рассказывает, а другие изображают голоса тех животных, о которых идет речь.
Упражнения и игры с водой.
Рассматривание предметов в воде.
Изменение цвета воды (синькой, марганцем ,когда заполняем сосуды.)
Упражнения с песком.
Коррекционные игры и сказки - это одно из важнейших условий таких занятий: с помощью воображения происходит расширение опыта негативного, травматического. Применяют свободное рисование - это создает условия для контакта, внося в атмосферу занятий эмоциональную раскованность, снятие напряжения и положительные эмоции.
Пластичные движения, подвижные игры, они учат ребенка внутренней пластике и умению чувствовать и осознавать себя, свое тело и свои возможности, а также выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Дети, особенно любят ритмические движения под музыку. Дидактические игры, которые создают условия для концентрации внимания, для сосредоточенности и активизирует деятельность школьника на занятиях. Например: «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Живое домино», «Когда это бывает?» и т.д.
Список литературы:
-
Анциферова Л.И. Социальное развитие личности как предмет психологического исследования: методологические и теоретические аспекты / Психол. исследования социального развития личности. М., 1991.
-
Бабиева Л.Г.Педагогические условия социальной адаптации детей с задержкой психического развития// «Педагогика» №7.,Ростов-на-Дону:РПГУ, 2006.
-
Выготский JI.C. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
-
Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. - Л., 1985.