Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Сборник заданий и упражнений для исследования письма у младших школьников

Яблонская Яна Александровна,
 учитель начальных классов ГБОУ школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
Пояснительная записка
Интерес к изучению нарушений письма остается актуальным, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися, а также нарушения письма являются самым распространенным дефектом речи у детей младшего школьного возраста.  Расстройства письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.
В данный сборник вошли задания и упражнения, позволяющие выявить и проанализировать нарушения письма у младших школьников, а позже – правильно построить коррекционную работу.
 
Исследование неречевых психических функций, обеспечивающих процесс письма у учащихся начальной школы
 
1. Исследование слухомоторной координации.
Процедура. Испытуемому предлагается прослушать и воспроизвести серии ударов с короткими и длинными промежутками, без акцентирования и с акцентированием (громких и глухих поочередно).
Инструкция: «Постучи вот так (при образце рука экспериментатора не видна)»:
.. … .. … ; … … … … ; .. …. .. …. ; - без акцента
|| … || … ; …|||| … |||| ; ||| … … ||| … …; - с акцентом,
где «точка» - тихий (глухой) звук, «вертикальная черта» - громкий звук.
Критерии оценки выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.
Уровень выше среднего (4балла) - задание выполнено точно, но замедленное воспроизведение ритмов и многократные повторения инструкций со стороны экспериментатора.
Средний уровень (3 балла) – задание выполнено неточно, неправильное отстукивание ритмов: простых, акцентированных и по речевой инструкции, требуется несколько попыток для выполнения задания.
Уровень ниже среднего (2балла) – единичные случаи правильного выполнения предложенного задания, затруднения носят стойкий характер, помощь педагога позволяет исправить отдельные ошибки.
Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, задание недоступно даже после развернутой помощи экспериментатора, отказ от выполнения заданий.
2. Исследование зрительно-пространственных функций и особенностей ручной моторики.
А) Кинестетический праксис
  • Праксис по зрительному образцу
Ребенку предлагается воспроизвести заданные положения пальцев руки.
Инструкция: «Делай, как я».
Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо (поза «Кольцо»). Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты (поза «Зайка»). Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты (поза «Коза»).
После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол. То же воспроизводится левой рукой, двумя руками вместе.
  • Праксис по кинестетическому (тактильному) образцу
Глаза ребенка закрыты. Логопед придает ребенку определенную позу, ребенок должен воспроизвести позу той же рукой.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сейчас я тебе «разглажу» ладошку, а после ты сложишь пальцы также, как было».
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты (поза «Зайка»). Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты (поза «Коза»).
  • Перенос поз
Глаза ребенка закрыты. Логопед придает ребенку определенную позу, ребенок должен воспроизвести позу другой рукой.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты (поза «Зайка»). Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты (поза «Коза»). То же левой рукой.
Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное, быстрое, самостоятельное выполнение позы, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу: по зрительному, тактильному образцу и переносу поз.
Уровень выше среднего (4 балла) – ребенок повторяет все позы, нужное положение пальцев достигается после однократных проб или ошибок, которые исправляются самостоятельно, темп выполнения задания замедлен
Средний уровень (3 балла) – поза воспроизведена неточно, замедленное воспроизведение (поиск позы). Ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, многократных повторов со стороны экспериментатора.
Уровень ниже среднего (2 балла) – вышеописанные затруднения носят стойкий характер, неполный объем, замедленный/ускоренный/неравномерный темп выполненных движений, наблюдаются трудности удержания позы, лишние, некоординированные движения, синкинезии, число выполненных поз не превышает трех, помощь педагога позволяет исправить отдельные ошибки.
Низкий уровень (1 балл) – неправильное нахождение позы, многократное повторение задания не улучшает результатов, помощь педагога неэффективна, отказ от выполнения заданий.
Б) Кинетический (динамический) праксис
  • Смена трех положений кисти «Кулак – ладонь – ребро»
Инструкция: «Делай, как я».
Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя.
Задание выполняется то правой, то левой рукой.
Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоятельное выполнение пробы, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу по смене трех положений кисти одной руки.
Уровень выше среднего (4 балла) – наблюдаются единичные трудности переключения с одной позы на другую; серия движений выполняется медленно и/или в неровном темпе.
Средний уровень (3  балла) – ребенок с трудом переходит от одного движения к другому, совершает многозначительные персеверации, большие паузы, путает последовательность движений, пропускает движения, ошибки исправляются с помощью неоднократного показа позы педагогом.
Уровень ниже среднего (2 балла) – вышеописанные затруднения носят стойкий характер, замедленный/быстрый темп выполнения задания, наблюдаются многочисленные трудности при переключении с одной позы на другую, отмечаются синкинезии, движения некоординированные, помощь экспериментатора позволяет исправить лишь единичные ошибки.
Низкий уровень (1 балл) – не справился с выполнением пробы.
В) Пространственный праксис (проба Хэда)
  • Одноручные пробы
Ребенок сидит напротив логопеда. Логопед придает определенное положение своей руке, ребенок должен воспроизвести его той же рукой.
Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой (показать), ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой (показать), ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой.
«Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх. Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз.
Большой палец под подбородком, ладонью сагиттально, пальцами вперед.
Ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе.
Ладонь горизонтально от подбородка пальцами от себя.
Левая рука касается правого уха.
Правая рука касается левого глаза.
  • Двуручные пробы
Исходное положение и инструкция те же, что и при одноручной пробе. Левая рука, как при «голосовании», правая рука горизонтально упирается в ладонь. Правая рука, как при «голосовании», левая рука сжата в кулак и горизонтально упирается в ладонь.
Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоятельное выполнение позы, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу: по зрительному, тактильному образцу и переносу поз.
Уровень выше среднего (4 балла) – движения координированные, но замедленные (поиск позы), поза воспроизведена неточно.
Средний уровень (3 балла) – неправильное расположение руки, зеркальное воспроизведение позы, с трудом переключается с одного движения к другому (при выполнении одной рукой).
Уровень ниже среднего (2 балла) – выполнение движения возможно только совместно с педагогом.
Низкий уровень (1 балл) – помощь педагога неэффективна, выраженная персевераторность движений, отказ от выполнения заданий.
Г) Пространственный гнозис
На данном этапе использовался материал из «Дидактического пособия для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика») – 45с.
  • Проба «Зеркальные буквы»
Материал – карточки с буквами, слогами, словами. Некоторые буквы записаны в «зеркальном» отображении.

Инструкция: «Посмотри внимательно, покажи, какая из букв написана неправильно».
Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное самостоятельное выполнение задания, нахождение неправильно написанных букв с первого предъявления без ошибок.
Уровень выше среднего (4 балла) – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок
Средний уровень (3 балла) – на выполнение задания затрачивается большее количество времени, находит неправильно написанную букву не с первого раза, находит более половины неправильно написанных букв.
Уровень ниже среднего (2 балла) – вышеописанные затруднения носят стойкий характер, находит менее половины неправильно написанных букв.
Низкий уровень (1 балл) – не найдено ни одной буквы, написанной неправильно.
 
 
 
3. Исследование речезрительных функций
  • Узнавание букв в условиях усложненного восприятия
Инструкция: «Какие буквы ты видишь на карточке?»
Материал – карточки с изображением букв.


 
  • Конструирование (реконструирование) букв
Инструкция: «Допиши (дострой) буквы».
Материал – карточки с недописанными буквами.

Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоятельное выполнение задания, ребенок дописывает (достраивает) элементы, предлагая разные варианты букв.
Уровень выше среднего (4 балла) – плохо распознаются буквы, сходные оптически и/или различающиеся количеством, пространственным расположением элементов букв, а также буквы, соответствующие фонемы которых отличаются по дифференциальным признакам, ошибки находятся и исправляются самостоятельно.
Средний уровень (3 балла) – на выполнение задания затрачивается большее количество времени, ребенок путает расположение элементов букв, допускает ошибки кинетического и  кинестетического характера; дописывая элемент, предлагает только один вариант буквы, другие буквы ребенок «не видит», помощь педагога позволяет найти и исправить отдельные ошибки.
Уровень ниже среднего (2 балла) – наблюдаются стойкие смешения и замены букв, подсказки педагога не позволяют исправить все ошибки.
Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы единичны.
4. Исследование зрительной памяти
  • Запоминание невербальных стимулов
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть и срисовать рисунок:

после чего карточка убирается, и ребенок должен воспроизвести по памяти одно из деревьев, например: «Изобрази второе по счету дерево». При невозможности воспроизведения, образец показывается вторично, но не более 4 раз.
Задание выполняется правой рукой.
  • Запоминание вербальных стимулов
Ребенка просят скопировать 6 букв, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения, образец показывается вторично, но не более 4 раз.
Задание выполняется правой рукой.
Материал: буквы К, Р, У, З, С, Ч.
Задание выполняется левой рукой.
Материал: буквы Е, Г, Э, В, Я, Б.
  • Воспроизведение после интерференции (отсроченное воспроизведение)
Ребенка просят письменно воспроизвести все фигуры (см.выше), а потом все буквы (см.выше), которые ему предъявлялись для запоминания.
Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме: ребенок воспроизводит (в том числе и после интерференции) все элементы рисунка и буквы в нужных количествах, последовательности и направлении расположения.
Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при повторном предъявлении карточек с рисунком (буквами), после интерференции при воспроизведении испытывает затруднения, темп работы замедлен, но воспроизводит верно.
Средний уровень (3 балла) – ребенок в состоянии выполнить задание при неоднократном предъявлении образца с рисунком (буквами), при отсроченном воспроизведении теряется, допускает многочисленные ошибки.
Уровень ниже среднего (2 балла) – ребенок справился с выполнением задания при неоднократном предъявлении образца с рисунком (буквами), при этом допустил 3-4 ошибки, после интерференции не смог воспроизвести рисунок, буквы.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с выполнением задания или допускает ошибки при воспроизведении каждой фигуры или буквы.
 
4. Исследование слухоречевой памяти
Материал – предложения: Первая пара – два предложения из 3-х слов: Мальчик учит уроки. Девочка подметает пол.
Вторая пара – два распространенных предложения, связанных по смыслу: Дети принесли из леса ягоды. Мама сварила из ягод вкусное варенье.
Третья пара – два не связанных по смыслу распространенных предложения: В городе много машин и автобусов. Полянка покрылась зеленой травой.
Процедура. Испытуемому предлагается повторить поочередно 3 пары предложений.
Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и повтори за мной предложения, которые я тебе назову».
Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное воспроизведение всех предложений;
Уровень выше среднего (4 балла) – перестановка слов в предложениях третьей пары;
Средний уровень (3 балла) – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары, перестановка слов второй пары;
Уровень ниже среднего (2 балла) – перестановка и пропуск слов во второй и третьих парах предложения;
Низкий уровень (1 балл) – перестановка и пропуск слов во всех парах.
 
Исследование речевых психических функций, обеспечивающих процесс письма у учащихся начальной школы
 
1. Исследование звукопроизношения.
Процедура. Исследование проводится традиционными в логопедии методами на материале звуков, слов, фраз.
Инструкция. «Произнеси звук. Назови картинку. Скажи, что изображено на картинке. Повтори за мной предложение».
Критерии оценки:
Высокий уровень (5 баллов) – нормальное произношение всех звуков;
Уровень выше среднего (4 балла) – фонетический или фонетико-фонематический дефект одной группы звуков;
Средний уровень (3 балла) - фонетический или фонетико-фонематический дефект двух групп звуков;
Уровень ниже среднего (2 балла) - фонетический или фонетико-фонематический дефект – 3-4 –х групп звуков;
Низкий уровень (1 балл) - фонетический или фонетико-фонематический дефект более 4-х групп  звуков.
 
 
 
 
 2. Исследование языковых способностей.
Исследование языкового анализа и синтеза.
Определение последовательности и количества слов в предложении.
Цель:  определение уровня сформированности языкового анализа.
Речевой материал – предложения:
1. На уроках школьники узнали много интересного.
2. Из леса вышел старик с большой корзиной грибов.
3. Журавли изредка перекликались с вожаком.
4. Тонкие стволы молодых берез  прогнулись под тяжестью снега.
5. С тех пор я барсуков больше не видел.
Процедура: логопед читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, последовательность  и количество слов в предложениях.    
Инструкция: «Какое 1-ое, 2-ое…. слово в предложении, следующее… Сколько слов в предложении, посчитай».
Оценка выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное определение количества слов и их последовательность во всех предложениях;
Уровень выше среднего (4 балла) – определение количества и последовательности слов в предложениях требует их повторения, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно;
Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки в половине предложений, смешиваются такие понятия, как приставка и предлог;
Уровень ниже среднего (2 балла) – задания выполняются с привлечением моторного компонента в виде загибания пальцев рук;
Низкий уровень (1 балл)  – задание не выполняется.
 
Языковой синтез (составление предложений из слов в начальной форме, данных в нужном порядке)
Цель: определение уровня сформированности языкового синтеза.
Речевой материал – наборы слов, из которых нужно составить предложения:
  1. Наступить, долгожданный, весна.
  2. Папа, купить, Марина, шуба.
  3. Сильный, ветер, поднять, сухой, листья.
  4. Козы, пощипывать, молодой, травка, на, луг.
Процедура: ученику предлагается внимательно прослушать слова и составить из них предложения. При прочтении слов экспериментатором необходимо делать небольшие паузы между словами.
Языковой синтез (составление предложений из слов, данных в нарушенном порядке)
Цель: определение уровня сформированности языкового синтеза.
Речевой материал – наборы слов, из которых нужно составить предложения:
1) В, грибы, собирают, лесу, дети.
2) На, ловили, мальчики, пруду, рыбу.
3) Усатый, живёт, у, котенок, бабушки.
Процедура: ученику дается инструкция внимательно прослушать слова предложения, изменить порядок расположения слов и составить предложения.
Оценка выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное и самостоятельное выполнение заданий;
Уровень выше среднего (4 балла) – при составлении предложений из слов, данных в нужном порядке, ошибок не допускает, для правильного выполнения задания при составлении предложений из слов, данных в нарушенном порядке, от ученика требуется повторение слов предложений, отдельные ошибки замечаются им и исправляются самостоятельно;
Средний уровень (3 балла) – половина из предложенных предложений составляется безошибочно, но с помощью педагога;
Уровень ниже среднего (2 балла) – наблюдаются стойкие ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов предложения;  допускает 3-4 ошибки при составлении предложений из слов, данных в нарушенном порядке;
 
Низкий уровень (1 балл) – задание не выполняется при многочисленном повторении слов предложений, помощь педагога неэффективна.
Исследование слогового анализа и синтеза.
Выделение слога на фоне слова.
Цель: определение уровня сформированности слогового анализа.
Речевой материал – слова с разным количеством слогов: корень, барсуки, стакан, сурок, косуля, трость, гимнаст, сучок.
Инструкция: Подними руку, когда услышишь в слове слог «СУ».
 
Определение последовательности и  количества слогов в слове.
Цель: определение уровня сформированности слогового анализа.
А) определение последовательности и количества слогов в словах при повторении их учеником;
 Речевой материал - слова: компот, вермишель, сороконожка, тумба, сковорода, примчался,  велосипедист, милиционер.
Инструкция. "Сейчас я назову слово, повтори его по слогам и назови, сколько в этом слове слогов".
Б) определение последовательности и количества слогов в  произнесенных экспериментатором словах;
Речевой материал – слова: лист, машина, луковица, фиалка, сороконожка, квадрат, корона, электричество, сковорода. 
Инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, сколько в нем слогов».
Оценка выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) - правильное и самостоятельное выполнение всех заданий;
Уровень выше среднего (4 балла)  – для определения последовательности и количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов сложной звуко-слоговой структуры или уточнения задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы - замедленный;
Средний уровень (3 балла) - ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;
Уровень ниже среднего (2 балла) – наблюдаются стойкие ошибки, правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;
Низкий уровень (1 балл) — задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.
Слоговой синтез (составление слов из слогов, данных в нужном порядке)
Речевой материал – слова, произнесенные педагогом по слогам: кош-ка, бу-ма-га, те-ле-фон, ком-на-та, по-лу-чи-ла, ско-во-ро-да.
Процедура: ребенку предлагается внимательно прослушать последовательно названные слоги, составить из них слово и назвать его.
Оценка выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) - правильное и самостоятельное выполнение  заданий;
Уровень выше среднего (4 балла)  – дляправильного выполнения задания от ученика требуется повторение слогов, отдельные ошибки замечаются им и исправляются самостоятельно;
Средний уровень (3 балла) – половина из предложенных слов составляется безошибочно, но с помощью педагога;
Уровень ниже среднего (2 балла) – наблюдаются стойкие ошибки в установлении смысловой связи слогов в слове, слово составляется с помощью педагога;
Низкий уровень (1 балл) — задание не выполняется при многочисленном повторении слогов, помощь экспериментатора неэффективна.
Исследование фонематического анализа и синтеза.
Выделение звука на фоне слова.
Цель: определение уровня сформированности фонематического анализа.
Речевой материал – карточки-сигналы, слова:
[С] – сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус;
[О] – сода, очень, зонт, темно, карман;
[Т] – ток, иволга, легкий, атлас, кот, забота;
[Ж] – жаба, камера, пожар, холод, жарко;
[М] – музыка, карандаш, комар, дом, думает;
[Р] – забор, рыба, мадам, двор, морковка.
Инструкция: «Подними карточку-сигнал, когда услышишь в слове звук [С], [О], [Т], [Ж], [М], [Р]».
Определение первого и последнего звуков в словах.
Цель: определение уровня сформированности фонематического анализа.
Речевой материал - слова: мак, дом, рука, ландыш, палец, колесо, самолет.
Инструкция: «Я назову тебе слово, внимательно послушай и назови первый и последний звук в этом слове».
Определение местоположения звука в слове.
Цель: определение уровня сформированности фонематического анализа.
Речевой материал - слова: сумка, капуста, нос; рак, пароход, топор.
Инструкция: «Определи местоположение (в начале, середине или конце слова) звука [с] в слове «сумка»? Определи местоположение (в начале, середине или конце слова) звука [с] в слове «капуста»? Определи местоположение (в начале, середине или конце слова) звука [с] в слове «нос».
Инструкция: «Определи местоположение (в начале, середине или конце слова) звука [р] в слове «рак»? Определи местоположение (в начале, середине или конце слова) звука [р] в слове «пароход»? Определи местоположение (в начале, середине или конце слова) звука [р] в слове «топор».
Определение последовательности и количества звуков.
Цель: определение уровня сформированности фонематического анализа.
Речевой материал - слова: рак, шуба, крыша, степи, журавли, паркет, снеговик.
Инструкция: «Я назову слово, внимательно послушай. Назови назови последовательность звуков в слове. Сколько в слове звуков?».
Составление слов из звуков, данных в нужном порядке
Цель: определение уровня сформированности фонематического синтеза.
Речевой материал –  слова: [ш-у-м], [л-у-н-а], [п-о-л-к-а], [м-а-л,-и-н-а], [к-а-р-м-а-н], [в-о-л-о-с-о-к], [р,-и-с-у-н-о-к].
Инструкция: «Я сейчас произнесу тебе звуки, послушай внимательно. Соедини все звуки и скажи, какое слово  получилось».
Оценка выполнения:
высокий уровень (5 баллов)— задание выполняется быстро и безошибочно;
уровень выше среднего (4 балла) — самостоятельное выполнение задания, допущенные ошибки замечаются и исправляются са­мостоятельно или после указания педагога;
средний уровень (3 балла) — наличие систематических ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение заданий требует активной помощи педагога;
уровень ниже среднего (2 балла) — наличие ошибок в большинстве слов, ошибки ребенком не замечаются и не исправляются;
низкий уровень (1 балл) — помощь педагога неэффективна,  отказ от выполнения задания.
Исследование фонематических представлений
Цель: определение уровня сформированности фонематических представлений;
умение отбирать картинки, в названии которых есть определенный звук
Материал: картинки, на которых изображены сыр, куст, корова, молоток, ложка, лимон, цыпленок, сито
Инструкция: внимательно рассмотри картинки, а затем отбери те, в названиях которых есть звуки [р] ([с], [в], [м], [о], [и], [к], [т]).
умение подбирать слова, содержащие заданный звук
Инструкция: подумай и придумай слова, в которых есть звук [о] ([и], [з], [в]).
умение подбирать слова, состоящие из определенного количества звуков
Материал: карточки с цифрами 3, 4, 5
Инструкция: вспомни и назови слово, состоящее из того количества звуков, которое указано на карточке
Оценка выполнения:
высокий уровень (5 баллов) — быстрое и безошибочное выполнение задания;
уровень выше среднего (4 балла) — допущены единичные ошибки, указание на них педагогом приводит к их исправлению;
средний уровень (3 балла) — наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, а также в словах, относящихся к прилагательным, наречиям, местоимениям, выполнение заданий требует активной помощи педагога;
уровень ниже среднего (2 балла) — кроме вышеуказанных ошибок, наблюдаются стойкие ошибки в словах, относящихся к глаголам и низкочастотным существительным, ошибки ребенком не замечаются и не исправляются;
низкий уровень (1 балл) — наличие неправильных ответов в большинстве случаев, все виды помощи педагога неэффективны, отказ от выполнения задания.
  1. Исследование грамматических операций.
Исследование грамматических операций словоизменения.
Цель: изучить способности ребенка выполнять операции словоизменения.
Единственное и множественное число имён существительных.
Материал: петух-….., улитка-……., стол-……., стул-……, лист-……., кукла-……., дерево-……., перо-……., колесо-…….., рот-….., лев-……, пень-……..
Процедура: логопед предлагает ребенку изменить слова по числам.
Изменение существительных по падежам.
  • Существительные Род. п. мн. ч.
Речевой материал – слова: дом - …, ключ - …, стул - …, палец - …, кошка – …, окно - ..., апельсин - …, книга - …, дерево - … .
Инструкция: «Измени слово так, чтобы ответить на вопрос: много чего?».
  • Существительные Вин. п. 
Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: Что любит есть корова? Почтальон разносит что? Учитель учит кого? Что варит повар?»
  • Существительные Род. п.
Инструкция: «Отгадай загадки».
Примерный речевой материал:
- У кого длинные уши и короткий хвост?
- У кого зубастая пасть?
- У кого копыта и грива?
  • Существительные Дат. п.
Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: Кому папа может читать книгу? Кому девочка несёт очки? Кому мальчик насыпает зерно?»
  • Существительные Тв. п.
Инструкция: «Закончи предложения».
Примерный речевой материал:
- Суп едят (чем?)…
- Яму копают…
- Парикмахер стрижёт…
 
Употребление предложно-падежных конструкций.
Материал – картинки с изображением предметов в различных пространственных соотношениях.
Процедура и инструкция. «Я сейчас тебе покажу картинки. Внимательно рассмотри каждую и ответь на вопросы:
  • Где лежит пес? (на, под, около)
  • Откуда спрыгнул кот? (с)
  • Откуда вылез кот? (из-под)
  • Откуда взяли книгу? (из)
  • Где висит шуба? (в)
  • Где прячется мальчик? (за)
  • Откуда выглядывает девочка? (из-за)
  • Где стоит тарелка? (на)
Изменение глаголов настоящего времени по числам.
Оборудование: лист бумаги с заданием.
Речевой материал для устных ответов:
- Цветок пахнет. Цветы (что делают?)
- Дети бегут. Ребенок….
- Тетрадь лежит. Тетради ….
- Котята спят. Котенок…..                                      
Инструкция: «Измени слова так, чтобы ответить на вопрос: Что делают? Что делает?».
Согласование существительных с прилагательными.
Оборудование: картинный материал с изображением голубой тетради, голубого шара, голубого ведра, голубых карандашей, голубой тарелки, голубого платка, голубого блюдца, голубых флажков.
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать изображенные предметы, указав их цвет.
 
Согласование существительных с числительными.
Материал: картинки, на которых изображены: один мяч, два мяча, пять мячей; один щенок, два щенка, пять щенков; одна роза, две розы, пять роз; одно окно, два окна, пять окон; одна ручка, две ручки, пять ручек.
Инструкция: рассмотри картинки и назови, сколько на них изображено предметов.
 
Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам.
Оборудование: картинный материал с изображением упавшей девочки, упавшего мальчика, упавшего яблока, разбитой вазы, разбитого стакана, разбитого блюдца.
Инструкция «Внимательно рассмотри картинки и скажи, что на них нарисовано».
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Оборудование – парные картинки: девочка одевается, девочка оделась; мальчик строит пирамидку, мальчик построил пирамидку; девочка собирает цветы, девочка собрала цветы.
Процедура и инструкция: экспериментатор поочередно демонстрирует пары картинок и просит ученика назвать, что изображено на одной, а затем - на другой картинке.
 
Оценка результатов:
Высокий уровень (5 баллов) – задание выполнено правильно и самостоятельно;
Уровень выше среднего (4 балла) – ошибки при выборе отдельных словоформ исправляются самостоятельно или после указания педагога;
Средний уровень (3 балла)  – допущены многочисленные ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ, то есть в оперировании морфологическими нормами языка;
Уровень ниже среднего (2 балла) – в большинстве случаев наблюдается нарушение усвоения морфологических норм языка, отмечаются стойкие окказионализмы, игнорирование супплетивизма в словоизменении, помощь педагога позволяет выполнить работу до конца;
Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы даны лишь в отдельных случаях, помощь педагога неэффективна.
 
Исследование грамматических операций словообразования
Цель: изучить способности ребенка выполнять операции словообразования.
Образование имен существительных. 
Образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
Речевой материал – слова: сапог, паук, нога, голос, лоб, кресло, глаза, забор, плечи, нос, завод, долг, рука, книжка.
Инструкция: «Назови, пожалуйста, слова ласково».
 
Образование названий детенышей животных.
Речевой материал: лошадь, коза, овца, лягушка, верблюд, свинья, волк, медведь, крольчиха, слон.
Инструкция: «Назови детенышей животных».   
 
Образование имен существительных, обозначающих вместилище, с помощью суффиксов.
Инструкция: «Скажи, пожалуйста, как называют посуду для: сахара, салата, хлеба, масла, конфет, соли».
 
Образование имен существительных с помощью суффиксов увеличения.
Речевой материал – слова: дом, сапог, глаза, волк, сумка, усы, дождь.
Инструкция: «Ответь, как можно сказать про дом, который очень большой?».
 
Образование имен существительных, обозначающих профессии.
Речевой материал:
- Человека, который работает в шахте, называют…
- Человека, который добывает нефть, называют…              
- Человека, который работает в саду, называют…               
-  Человека, который работает в лесу, называют…
Процедура: ребенку предлагается образовать названия профессий от данных существительных.
 
Образование имен прилагательных.
Образование качественных прилагательных.
Речевой материал: слова - дождь, правда, трус, скука, смех, мрак.
Инструкция: «Я назову имя существительное, которое отвечает на вопрос ЧТО?, а ты измени это слово так, чтобы получилось имя прилагательное, которое отвечает на вопрос КАКОЙ? ».
 
Образование относительных прилагательных.
Речевой материал: варенье из вишни, дом из кирпича, платье из шелка, шарф из шерсти, варенье из сливы, шляпа из соломы, горка изо льда, лист дуба, суп из грибов, кисель из клюквы, кольцо из золота, стакан из стекла.                                               
Инструкция: «Скажи, пожалуйста, как можно назвать повидло из вишни…».
Образование притяжательных  прилагательных.
Речевой материал:  картинки – павлиний хвост, рыбья голова, собачья морда, утиный клюв, лягушачья лапа, кошачьи усы, медвежья берлога, страусинное яйцо.
Инструкция: «Рассмотри картинки, образуй от существительного прилагательное с помощью вопросов: «Чья это…?», «Чье это…?», «Чей это…?».
Образование глаголов
Образование глаголов при помощи приставок.
Материал – картинки, которые позволяют составить следующие предложения: Машина из гаража … выезжает. Машина от дома … отъезжает. Машина к мосту … подъезжает. Машина на мост &hell

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»