Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вариативность использования элементарного музицирования
в коррекционно-развивающем обучении детей
с тяжелыми нарушениями речи

Черняева Ирина Михайловна
       Говоря об элементарном музицировании, невольно вспоминаешь имя Карла Орфа. Потому, что этот термин вошел в педагогическую практику благодаря ему и его сподвижникам, создавших систему музыкального воспитания. Прежде всего, она была адресована педагогам, работающим в сфере музыки и максимально приближена к интересам и возможностям обыкновенного ребенка, а как показал мой собственный опыт, и "особого" ребенка тоже, где под словом "особый" понимается ребенок, имеющий тяжелые недостатки в речевом развитии. Большую роль в окончательном повороте моего педагогического сознания к пониманию ценности идей Карла Орфа, сыграло знакомство, а в дальнейшем и творческое содружество, с педагогами-энтузиастами: Т.А.Боровик, и Т.И.Тютюнниковой. Но главным аргументом были мои воспитанники: их сияющие глаза, ожидающие чуда, и неиссякаемый интерес к музицированию. Анализируя популярность таких занятий у детей я пришла к выводу, что их привлекает спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей, атмосфера незапрограммированного творчества, внутренний комфорт и раскованность. Дети, ведомые педагогом, все время действуют, а не пассивно слушают его, проявляя активное начало, фантазию, индивидуальность. Таким образом, двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них позволяют решить один из главных вопросов музыкальной педагогики - воспитание через творчество (именно то, что представляет трудность для детей, имеющих тяжелые речевые проблемы). Использование простейших движений в танцах, несложные остинатные аккомпанементы в инструментальных сопровождениях к пению и декламации, позволяют свести до минимума этапы изнурительного разучивания и организовать занятие, как занимательное музицирование, органично соединяющее три основных составляющих: музыку, слово и движение. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи, требуют особенного подхода. Принимая непосредственное участие в действии, они не должны подвергаться негативной оценке и критике. Каждый - полноценный участник происходящего. Каждый - находит свое место, независимо от уровня его музыкальных способностей и тяжести речевых проблем . Во главу угла я ставлю глубокое уважение к личности ребенка, что является той психологической базой, на которой только и возможна организация творческой деятельности детей и решение коррекционных задач обучения. Для себя я определила три важных момента: 1. Отношение к ребенку, как к личности и принятие любых его индивидуальных творческих проявлений; 2. Создание на занятии атмосферы игры, свободы и раскованности; 3. Соблюдение главного принципа "Для ребенка, а не над ребенком", ориентированного на равноправие между педагогом и воспитанником. Соблюдение этих ключевых позиций формирует у детей желание и потребность активно общаться с музыкой, решая при этом основные коррекционно-развивающие задачи.
            Для того, чтобы понять особенности моей работы, приведу лишь небольшой перечень общих проблем детей с тяжелыми нарушениями речи: неустойчивость внимания, плохая звуковая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, нечеткая дифференцированность словаря, нарушение грамматического строя речи, трудности освоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фонематического восприятия, несформированность целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. Но необходимо учитывать и индивидуальные особенности. Так дети, склонные к тормозным процессам, проявляют робость, скованность, быструю утомляемость. А детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания и сосредоточенности. Все эти факторы приходится учитывать при организации музыкальных занятий и выборе материала, пытаясь варьировать его. При подборе музыкального материала я обязательно руководствуюсь рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными особенностями каждого ребенка, практической значимостью тематики для группы в целом. Практический материал для занятий подбираю так, чтобы он решал все задачи коррекционной работы от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию речи и музыки, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать в коллективе, для чего широко использую коммуникативно-двигательные игры, которые можно проводить как с музыкой, так и без нее. Ощущение себя свободным от условностей, среди расположенных к доброжелательному общению сверстников, ведомых педагогом - вот та ступень, с которой начинается восхождение в увлекательное действо под названием "Элементарное музицирование". Оно обладает удивительной универсальностью и гибкостью, дает возможность решать как задачи музыкального, так и задачи коррекционного воспитания, варьируя материал по  своему усмотрению.
            Особенности моей работы заключаются в сложности поставленных коррекционных задач. Поэтому, я не всегда могу применить весь объем знаний по теме и мне приходится использовать вариативный подход в работе, иногда, методом проб и ошибок, подбирая то, что подходит моим "особенным" детям. В тесном сотрудничестве с коррекционным педагогом и логопедом подбираю тексты песен, речёвок и стихи. Тщательно выверяю методы и приемы. Поэтому, формулируя тему своей статьи, я выбрала название "Вариативность использования элементарного музицирования в коррекционно-развивающем обучении детей с тяжелыми нарушениями речи". Тяжелые деффекты речи у детей часто сочетаются с патологией неречевых функций. Это тоже осложняет освоение материала. Но универсальность орфовской системы и заключается в возможности подбирать различные варианты. Хорошая комбинаторность музыкального материала и его простота помогли мне выбрать то, что больше всего подходит детям. Это касается и подбора инструментария. Предпочтения отдаю инструментам с удобными ручками и держателями (ложки, бубны, маракасы, трещотки, колокольчики и т.д.). Часто использую и игрушки-заместители, которые делают сами дети со своими родителями. Игра на них не мене увлекательна, чем на других инструментах. Замечательные ореховые колпачки на пальцах, сделанные из скорлупки грецкого ореха, песочные шейкеры из жестяных баночек, маракасы и бубны из пластиковых баночек - можно перечислять долго, т.к. нет предела фантазии. Часто, дети сами подсказывали, как сделать новую музыкальную игрушку и какие материалы использовать. В этот увлекательный процесс включались и взрослые - родители и педагоги приносили свои музыкальные инструменты, сделанные с фантазией и любовью, соревнуясь в оригинальности и необычности сделанных инструментов. Пришлось устраивать конкурс-выставку на самый интересный музыкальный инструмент - самоделку. Конечно же, победила дружба, потому, что каждый экспонат этой выставки имел право называться "самым-самым".
            Музицируя я пытаюсь знакомить детей с основами элементарной музыкальной грамоты. Ввожу простейшую терминологию, даю понятие ритма, лада, знакомлю с названиями нот и их графической записью, для чего использую музыкальный дидактический материал. Каждое занятие начинаю и заканчиваю приветствием, использую систему ручных знаков, смело ввожу дирижерский жест. Все вышеперечисленное может показаться сложным, недоступным детям, но это не так. Моя практика показала обратное. О сложном можно говорить просто и интересно, особенно, если это увлекательная игра, которая очень нравится детям.
            Подводя итоги, смело могу утверждать, что элементарное музицирование и вариативный подход в его использовании - самый эффективный способ коррекционного воздействия на детей, имеющих тяжелые нарушения речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения "учить играя", где развиваются музыкальные и творческие способности, где развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие и воображение, стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, ее темп и выразительность, совершенствуется моторика, координация, переключаемость и целенаправленность движений, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения, стимулируется развитие творческой поисковой активности и самостоятельности. И самое главное - формирует у детей желание общаться с музыкой и музицировать!
 
 
 
Музыкальный руководитель
высшей категории  ГБДОУ д/с №8
Красногвардейского района Санкт-Петербурга                                                                                            Черняева И.М.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»