Особенности развития сенсорно-перцептивной сферы
у детей с умеренной умственной отсталостью
Асташова Татьяна Павловна,
учитель ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга
После подписания Конвенции «О правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989г.) и вступившей в силу 2 сентября 1990 г., дети с умеренной умственной отсталостью были включены в систему образования.
В Конвенции ООН о правах ребенка, было сказано: «…неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».
Развитие сенсорно-перцептивной сферы во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, с одной стороны, составляет фундамент общего развития ребенка с умеренной умственной отсталостью; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Проблема изучения особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с умеренной умственной отсталостью является и по настоящее время актуальной. Целью таких исследований явилось изучение особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с умеренной умственной отсталостью.
Целью исследований, проведенных в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIIIвида)явилось изучение особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с умеренной умственной отсталостью.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по особенностям восприятия как базового психического процесса.
2. Изучение развития сенсорно-перцептивной сферы у детей в онтогенезе.
3. Изучение особенностей развития восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью.
4. Исследование особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы у школьников с умеренной умственной отсталостью.
Объект исследования - развитие основных психических процессов у детей с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования - развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка с умеренной умственной отсталостью.
В данных исследованиях приняло участие 20 детей в возрасте от 8 до 11 лет с разным уровнем интеллектуального развития. В экспериментальную группу вошло 8 обучающихся с умеренной умственной отсталостью, в контрольную - 12 обучающихся с легкой умственной отсталостью.
По результатам первого этапа исследования определилась общая для всех групп закономерность, наиболее слабыми в усвоении сенсорных эталонов являются развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, моторики рук.
Во время проведения исследования при выполнении заданий в группах можно было заметить, что отдаленные предметы выпадали из поля зрения обучающихся, а близко расположенные друг к другу предметы - воспринимались как один большой.
В этих группах при восприятии формы предметов отмечалось плохое восприятие детьми геометрической формы «овал, также трудным заданием для обучающихся оказалось задание по упорядочиванию геометрических фигур разной величины. Отмечается также плохое соотнесение детьми объемных и плоскостных фигур. Объемные предметы распознаются обучающимися проще, чем плоские, т.к. плоскостные изображения лишены ряда воспринимаемых признаков.
У обучающихся с легкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью резко снижена цветовая чувствительность, дети нередко использовали цвет не соответствующей окраске реального объекта, не понимали, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета. Обучающиеся хорошо знали красный, зеленый, синий цвета, но плохо отыскивали черный и белый цвета.
Такие же параметры обучающиеся обеих групп показывали при выполнении заданий по тактильному, слуховому восприятиям, восприятию вкуса, обонянию, ориентации в пространстве, развитию мелкой моторики.
Подобные исследования целесообразно проводить как индивидуально, так и с группой детей с учетом их психологических особенностей детей с разными интеллектуальными возможностями.
Литература
1.Конвенция «О правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989г.).