Конспект внеклассного занятия по правилам дорожного движения во 2 классе коррекционной школы VIII вида (2 вариант) с использованием технологии
сотрудничества и личностно-ориентированного подхода
Безопасность на дороге
Степанова Елена Григорьевна,
учитель ГБС(К) ОУ № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Коррекционно-образовательные цели:
- расширение и закрепление представлений о Правилах дорожного движения;
_ уточнение и расширение словаря по теме «Правила дорожного движения»;
- закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на дороге;
- закрепить знание сигналов светофора, их назначение, а также обозначение дорожных
знаков.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, координации
речи с движением;
- повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-
стоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
- фланелеграф, кукла Буратино, предметные и сюжетные картинки
Разных ситуаций на улице и дороге;
- фотографии с изображением улиц города, шапочки с окошками цветов светофора,
дорожные знаки, схема улицы.
Предварительная работа: экскурсия на проспект, наблюдение за дорожным дви-
жжением, поведением пешеходов, работой сотрудников ГИБДД. Беседа о правилах до-
рожного движения, о правилах поведения на улице. Разучивание упражнения «Машины».
Ход занятия:
Организационный момент. (Создание эмоционального фона, развитие зрительного
внимания, организация приветствия, объявление темы занятия). Ведущий создаёт игровую ситуацию, появляется сказочный персонаж Буратино.
Ведущий.
Буратино приехал к нам из другой страны, Он очень хочет познакомиться с вами и получше узнать наш город. А ещё Буратино хочет прогуляться по городу, но он не знает дороги, не знает правил поведения на дороге, Поможем ему? Только наше путешествие будет не совсем настоящим, Путешествовать мы будем по картинкам. Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать её, Только слушайте внимательно.
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Дети. Улица.
Ведущий. Правильно. (Выставляет картинку с изображением улиц города). Ребята, дома такие большие и их много, улица длинная и широкая, А мы с вами такие маленькие по сравнению с домами. Поэтому мы с вами должны знать, как надо вести себя на улице, чтобы с нами не случилась беда. Как вы думаете, для чего предназначена улица?
Дети. Для людей и машин.
А как называют людей, идущих по улице?
Дети. Пешеходы.
Где люди могут переходить улицу?
Дети. По пешеходному переходу. И только на зелёный свет светофора.
Как узнать где переход?
Дети. Поможет «зебра»
Что делать, если ты не успел перейти полностью дорогу?
Дети. Переждать на «островке безопасности»
По какой части улицы можно ходить?
Дети. Только по тротуару, а по проезжей части нельзя, по ней ездят только машины.
Ведущий. Молодцы! На все вопросы ответили правильно. И запомните:
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару только с правой стороны!
Ребята! Посмотрите на этот незаконченный рисунок – схему с изображением улицы. На тротуаре стоят дети и не знают, где им перейти улицу. Давайте мы им поможем и дорисуем то, что необходимо. (Дети дорисовывают переход, светофор, указатель).
Там, где шумный перекрёсток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твёрдо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт!
Физкультурная пауза (Координация речи с движением).
На улице нашей
Машины, машины. Дети двигаются из одного конца класса
Машины малютки, в другой, держа в руках воображаемый руль.
Машины большие.
Спешат грузовые, делают разворот, двигаются в противоположную
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся, сторону.
Как будто живые.
- Эй, машины, полный ход, Когда все «машины проехали», один из детей –
Я – примерный пешеход: пешеход – переходит улицу и произносит эти
Торопиться не люблю, слова.
Вам дорогу уступлю.
Ведущий.
Ребята! Буратино принёс много разных картинок: мальчик с шайбой на проезжей части дороги играет в хоккей, девочка перебегает дорогу наискосок, паренёк на скейтборде выехал на проезжую часть. Ой, какие опасности подстерегают всех этих детей. Давайте поскорее расскажем Буратино, всё ли верно на его картинках. Ребята! Можно ли играть на дороге? Нет! Где должны играть дети? На специальных площадках. Как надо переходить улицу? По пешеходному переходу на зелёный свет светофора. Где можно кататься на скейтборде? На специальных площадках.. Запомните: На дороге нельзя играть! Если ты любишь кататься на санках, самокате, не забывай, что очень опасно это делать нпа проезжей части дороги. В любую минуту может выскочить машина . и ты не успеешь уйти с дороги. Если это случится, то виноват будешь ты, а не водитель машины Что должны знать мы, для того, чтобы правильно ходить по улицам?
Ребёнок.
Правил на свете дорожных немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из Правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Ведущий.
А теперь давайте вместе с Буратино вспомним правила поведения пешеходов – взрослых и детей.
Дети.
По улице надо идти спокойным шагом. Идти только по тротуару, по правой его стороне. Улицу переходить только по переходу, Нельзя играть на проезжей части, кататься на санках, лыжах, велосипеде, самокате…Надо быть внимательным, отзывчивым, оказывать помощь друг другу, помогать переходить улицу маленьким и стареньким, инвалидам.
Игра – инсценировка. Ведущий предлагает детям шапочки с окошками цветов светофора: красный, жёлтый, зелёный.
Ведущий.
У светофора окошечка три:
При переходе на них посмотри.
Ребёнок в шапочке с красным окошком.
Если в окошечке красный горит:
«Стой! Не спеши!» - он говорит.
Красный свет – идти опасно,
Не рискуй собой напрасно!
Ребёнок в шапочке с жёлтым окошком.
Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко _
Подожди, постой немножко.
Ребёнок в шапочке с зелёным окошком.
Если в окошке зелёный горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Зелёный свет зажёгся вдруг, Теперь идти мы можем.
Ты, светофор, хороший друг
Шофёрам и прохожим.
Ведущий. Взрослым и детям необходимо выполнять Правила дорожного движения?
Дети (хором)
Нужно Правила движенья
Выполнять без возраженья.
Ведущий. На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Вы уже знаете, что каждый знак имеет своё название, Дорожные знаки рассказывают нам о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге. Давайте вспомним, какие дорожные знаки мы знаем. (Буратино предлагает поиграть в дидактическую игру «Какой это знак?»).
Появляется знак «Пешеходный переход». Что означает этот знак? Где он ставится?
Дети. Этот знак ставится у пешеходного перехода. Он обозначает, что только в этом месте можно и нужно переходить улицу.
Ведущий. Прикрепляет к фланелеграф все известные детям дорожные знаки.
И задаёт вопрос: «Я хочу перейти улицу. Какой дорожный знак мне в этом поможет?». 9Дети показывают знак). «нам нужно сесть в автобус. По какому знаку мы узнаем , что это автобусная остановка?». (Дети показывают знак) и т.д.
Буратино предлагает детям придумать с родителями свои дорожные знаки, нарисовать их, а затем устроить выставку рисунков с изображением знаков на тему: «Мы едем, едем. едем».
Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Ведущий убирает весь наглядный материал и предлагает детям вспомнить, о чём они говорили сегодня, в какие игры Положительно оценивает деятельность всех детей.
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов. Дорог
Город даёт нам всё время урок.
Вот она азбука над головой,
Знаки развешены над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.