Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль тьютора в инклюзивной работе с детьми
с расстройством аутистического профиля (рас) в общеобразовательной школе

Аванесова Дарья Александровна,
ГБОУ СОШ №232
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Ребенок с расстройством аутистического профиля (РАС) обладает рядом индивидуальных и типовых особенностей, которые отличают его от ребенка без РАС (норматипичного). При этом, ребенок с РАС также нуждается и способен включиться в общеобразовательный процесс и овладеть навыками, необходимыми и достаточными для успешной социализации.
Один из эффективнейших методов инклюзивного образования детей с РАС на сегодняшний день является ABA-терапия, основанная на поведенческом подходе в коррекционной работе.
Методы ABA  очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.
В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при аутизме выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой аутизма, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития[1].
Практики ABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда — как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с аутизмом[2]
В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior)[3].
Современная практика инклюзивного образования детей с РАС, в рамках поведенческой терапии, показала наиболее эффективной модель «Ресурсный класс».
Ресурсный класс – это отдельное помещение, где проводятся индивидуальные и групповые занятия с такими детьми, а также создана специальная зона для сенсорной разгрузки, где каждый ребенок может отдохнуть и восстановить свои силы в перерыве между занятиями. Ученики ресурсного класса постепенно включаются в работу обычных классов для совместного обучения с обычными сверстниками по классно-урочной системе[4].
Данная модель предполагает трехстороннюю терапию, направленную на развитие навыков, помогающих ребенку с РАС адаптироваться в норматипичном классе.
Состав терапевтической группы следующий:
  • Учитель ресурсного класса;
  • Поведенческий специалист/Куратор;
  • Тьютор.
Поведенческий специалист планирует и реализует коррекционно-терапевтический индивидуальный маршрут развития базовых коммуникативных, социальных и когнитивных навыков.
Учитель, адаптируя программу общеобразовательной школы для детей с РАС, ориентируется, прежде всего, на особенности восприятия и обучения таких детей, при этом, образовательный процесс построен таким образом, чтобы при достижении определенных навыковых результатов, ребенок с РАС смог интегрироваться в норматипичный класс.
В ресурсном классе, помимо учителя, предусмотрена работа тьюторов. Тьютор есть у каждого ребенка, он находится с учеником в ресурсной комнате и сопровождает его в регулярном классе. Роль тьютора исключительно важна: на протяжении всего учебного дня он помогает и поддерживает ребенка не только в ресурсном классе, но и при его взаимодействии с учителями и учениками в обычном классе.
Также тьютер реализует адаптированные учителем программы для ребенка с РАС. Тьютор является связующим звеном между поведенческой терапией и адаптацией ребенка в общеобразовательный процесс. Именно тьютор проводит с ребенком все занятия, помогает осваивать материал уроков и стимулирует ребенка с РАС к обучению.
Роль тьютора в работе ресурсного класса также предполагает наблюдение за динамикой ребенка с РАС, а также анализ эффективности адаптационного материала.
Использование такой модели образования позволяет добиться устойчивых положительных результатов для каждого ребенка с аутизмом. Постепенно у детей снижается количество эпизодов негативного поведения, они учатся выполнять задания, находиться в классе без поддержки тьютора и отвечать у доски доступными для них способами.
Ребенок с расстройством аутистического спектра сегодня это наступившая реальность. Государственные структуры все чаще начинают задумываться о необходимости особой коррекционной работы, направленной на адаптацию детей в социуме. В этом ключе на передний план выходят узкие специалисты, такие, как тьютор, в чьих профессиональных руках находится решение проблем ребенка с РАС.

Список литературы.

  1. Либлинг М. М. Десять аргументов против АВА — терапии // Дефектология. — 2014. — № 2. — с. 3-13.
  2. Эрц Ю. 10 аргументов против того, чтобы выслушивать аргументы против АВА терапии
  3. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
  4. http://нашковчег.рф/наши-проекты/99-ресурсный-класс-для-детей-с-ау

 


[1] Либлинг М. М. Десять аргументов против АВА — терапии // Дефектология. — 2014. — № 2. — с. 3-13.
 
[2] Эрц Ю. 10 аргументов против того, чтобы выслушивать аргументы против АВА терапии
[3] Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
[4] http://нашковчег.рф/наши-проекты/99-ресурсный-класс-для-детей-с-ау

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»