Совместная программа кружков на 2014 – 2015 учебный год.
Бумажная мозаика и радость (проектная деятельность)
Что нам стоит дом построить
Райхман Марина Викторовна,
Студитова Нина Александровна,
педагоги дополнительного образования
Срок: обучения: 1 год
Возраст детей: 7-8 лет и13-15
ЦЕЛЬ:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
4. Воспитание понятия ценности семьи, семейного очага, бережного отношения к своим близким.
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего
времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
5. Формирование умения решать творческие задачи.
Пояснительная записка
Программа кружков: «Радость» и « Бумажная мозаика» (проектная деятельность) является авторской и предназначена для учащихся классов выравнивания и специальных классов детей с ОВЗ. Она рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).
Совместная программа кружков позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно - ориентированные, деятельностные подходы.
(Проектная деятельность организуется с целью формирования у школьников умения трудиться, выполнять работу совместно с другими детьми, проявляя терпимость, доброжелательность.
Особенностью данной программы кружков является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка детей с ОВЗ
Основные понятия:
Данный проект предусматривает участие всех учащихся в кружковой работе. Метод проекта – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.
Метод совместных проектов в школе, учитывает возрастные особенности детей. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в формировании коммуникативных качеств. В начальной школе классов выравнивания и в классах детей с ОВЗ могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Умение видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;
• Ставить перед собой конкретные задачи и удерживать цели;
• Составлять план своей деятельности;
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания совместной работы классов выравнивания и детей с ОВЗ и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения творческого процесса.
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект |
|
1-й этап. Разработка проекта |
|
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2-й этап. Выполнение проекта |
|
Воплощаем замысел |
|
3-й этап. Защита проекта |
|
Что делали и как? |
|
Ожидаемый результат
Должны научиться |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
|
В ходе решения системы проектных задач у школьников и детей с ОВЗ могут быть сформированы следующие способности:
|
Список литературы:
-
Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Извод «Просвещение», 2011 г.
- 2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
- 4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
1-й этап. Разработка проекта.
Мы решили создать данный проект для того, чтобы показать важность семейного очага, семейных ценностей.
Для того чтобы создать что-либо необходимо представлять конечный результат нашего труда и тот материал, который мы будем использовать в своей работе.
Мы обсудили, что будем строить не просто дом, а семейный очаг и решили, что нам необходимо сделать, чтобы реализовать нашу идею).
- Определяем конструкцию изделия.
- Подбираем подходящие материалы.
- Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
Выбираем лучший вариант.
- Подбираем технологию выполнения.
- Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
2-й этап. Выполнение проекта
- Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
- Изготавливаем изделие.
Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
- Что решили делать и для чего.
- Как рождался образ объекта.
- Как решались проблемы.
.Какие проблемы возникали:
Возникали сложности с подборкой нужных картинок, многое было отвергнуто уже в процессе изготовления, проблемно было делать мебели, приемы оригами тоже не сразу получались, да и лепить цветы и животных было не просто, далеко не все получалось с первого раза, приходилось переделывать, и не всегда это было приятно.
нннн
нннеДостигнут ли результат. Но терпение и труд все перетрут.
Первая часть проекта выполнена, но теперь необходимо было наполнить дом «жизнью» этим занялись ребята из кружка «Радость» под руководством Райхман М.В. Ведь дом - это не только стены и мебель, это люди, которые населяют дом и животные, которые делают дом более «теплым» и цветы, которые растут у дома; все это наполняет дом радостью и любовью.
И вот общими усилиями и старанием ребята смогли построить дом. в котором уютно и радостно жить.
Мы решили, что задуманный проект выполнен в полном объеме и мы можем считать его завершенным, но неожиданно дети предложили продолжить проект над строительством дома, дополнить его другими деталями.
Кто-то предложил сделать кухню, чтобы готовить еду, кто-то сделать компьютер, кто-то построить около дома площадку для игр. И ведь это понятно - нельзя закончить строить дом, можно только приостановить строительство, чтобы с новыми силами в новом учебном году продолжить строительство и воплощать в жизнь все новые и новые идеи.