Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Совместная работа с родителями на занятиях, проводимых в форме лекотеки

Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог ГБОУ ЦПМСС
Выборгского района Санкт-Петербурга

«Воспитание детей – большая радость, большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка» (С.Д. Забрамная и О.В. Боровик).

Невозможно не согласиться с данным высказыванием авторов книги: «Развитие ребенка – в ваших руках». Именно семья является первой микросредой для формирования личности ребенка. Поэтому весь опыт, который дети получают в семье, становится основой их дальнейшего развития.

За последнее время работы в центре запрос на психолого – педагогическую помощь детям младшего дошкольного возраста увеличился не только от медицинских учреждений и образовательных организаций, но стал исходить и от родителей.

Одним  из важнейших  принципов работы с детьми раннего и  младшего возраста является принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка.

Поэтому нашим центром была разработана система коррекционно – развивающих занятий проводимых в форме лекотеки (занятия проводятся в присутствии родителей и при их активном участии), с детьми младшего дошкольного возраста 3(3,5)-4 лет, с  тяжелым нарушением речи (ТНР) первого уровня речевого развития.

Основным направлением в нашей совместной с детьми и родителями коррекционной деятельности был выбран раздел «Игра» из «Программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелым нарушением речи» / под ред. Л.В. Лопатиной, т.к. значение игровой деятельности важно в эмоциональном, коммуникативном, умственном развитии ребенка дошкольного возраста, а также ее большими коррекционными возможностями.

На первом этапе обучения с детьми  проводились разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на формирование  элементарного игрового опыта. Это игры с природным материалом, бросовым материалом, бумагой, тканью, игры с бытовыми предметами – орудиями, игры направленные на сенсорное развитие, конструктивные игры, театрализованные и отобразительные игры (обыгрывание игрушки). На следующих этапах обучение строится на использовании сюжетно–ролевых, театрализованных игр и игр с правилами.

В силу индивидуально – типологических и психофизических особенностей конкретных детей, мы остановили свой выбор на играх с природным (с водой, песком, деревянными игрушками, плодами и т.д.) и бросовым материалом. На каждом этапе обучения мы используем только те игры, которые доступны детям исходя из их психофизических особенностей, предлагаем их, по мере того как младшие дошкольники овладевают теми или иными представлениями об окружающем. И конечно обучение игровым действиям с природным и рукотворным материалом не является изолированной задачей, а входит в составную часть комплексного коррекционного обучения.

Эти игры способствуют развитию игровой деятельности, и являются необходимой частичкой взаимодействия между педагогом, родителем и ребенком. Нам было важно вовлечь родителей в этот коррекционный процесс и научить их принимать своего ребенка таким, какой он есть.

У многих родителей существует недостаток правильной информации, знаний и навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития ребенка. Были проблемы родительской позиции, отношения к ребенку, к его особенностям и их последствиям. Одной из задач наших занятий  является оказание помощи в решении этих проблем, через выработку активной позиции родителя в процессе совместной коррекционной деятельности со своим ребенком.

В ходе коррекционных занятий (индивидуальных и групповых) мы обращаем внимание на то, как и чем заниматься с ребенком, знакомим родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком. Родители осваивают  формы правильного и  содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной стороной в успехе и больше всего времени проводят с ребенком. Проводится обсуждение результатов коррекционной работы, где учим родителей замечать и радоваться всем успеха ребенка, даже казалось бы незначительным. Обсуждаем причины неудач и ищем новые пути реализации поставленной задачи, помогаем увидеть родителям особые таланты в своих детях. Обязательно отмечаем вклад родителей в успех развития ребенка.

Через беседы и консультации проводится просветительская работа с родителями. Оказывается рекомендательная помощь в создании предметно – развивающей среды в домашних условиях, где учитываются особенности ребенка.

Безусловно – это сложная и кропотливая совместная работа педагога и родителя и процесс осуществления коррекционно – развивающей работой должен быть систематическим.  В своей работе мы нацелены на то, чтобы родитель смог хоть частично перенять методы и приемы обучения ребенка в игре и повторить это дома, прочувствовать, что путь будет не легким и не быстрым. И понимать, что ответственность за последующие шаги лежит на родителе. Именно поэтому мы предлагаем родителям понаблюдать, как проходят наши занятия, поучаствовать в совместной игровой  деятельности со своим ребенком, быть как активным слушателем, так и участником.

Включение родителей в коррекционную работу с ребенком, на наш взгляд, в ряде случаев, позволяет изменить позицию родителя по отношению к своему ребенку и сформировать полезные и адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»