Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие интереса к чтению, как одна из форм приобщения
к самостоятельной читательской деятельности обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья

(с лёгкой умственной отсталостью)

Гассиева Марина Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ №502
Кировского района Санкт-Петербурга

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой,  качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно-мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому  трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

В наш век научно-технического прогресса и сумасшедших скоростей многие понятия, вещи, стереотипы теряют свою прежнюю ценность и приобретают новый смысл.

Ведь теперь,  чтобы получить какие-либо сведения по любому вопросу люди не просиживают в библиотеках, не прорабатывают литературу, а находят все ответы на все вопросы в Интернете. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.

Но, как,  заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.

А подготовить рассказ и сообщение по какой-либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.

Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя начальных классов. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.

Формирование читательской самостоятельности проходит как под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.

Оптимальные результаты в самостоятельной читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательской самостоятельности не происходит автоматически, а направляется всей учебной деятельностью.

Особенности речевой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с лёгкой умственной отсталостью)

Способность человека говорить является одной из его ярких особенностей.

В современной психологии умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и как познавательный процесс.

Нормально развивающийся ребенок, овладевая речью, приобретает способность к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и действий.

У умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи.

Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей. Нарушения речи затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости.

Недостатки речевой деятельности умственно отсталых детей и школьников обусловлены, с одной стороны, низким уровнем мышления, а с другой — нарушением высшей нервной деятельности. Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Речь — форма выражения мысли и средство ее существования. Мышление же по отношению к речи является содержанием. Ценность слова заключается в точности выражения мысли.

Анализируя речевую деятельность умственно отсталых учащихся, следует остановиться на чтении как воссоздании звуковой формы слова на основе его графического изображения. Техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения, допускают аграмматизмы, вводят слова-заменители.

У умственно отсталых школьников неглубоко понимание читаемого текста. В первые годы обучения они испытывают сложности в установлении смысловых связей, опускают их, упрощают или изменяют. В младших классах затруднен анализ текста, и выделение главной мысли. Первоначально анализ осуществляется с помощью учителя по вопросам, на основе зрительного обращения к тексту.

В процессе учебной и специально организованной коррекционно-развивающей  работы у обучающихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.

Приобщение младших школьников к литературе для развития самостоятельной читательской деятельности

Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. Этим непосредственно занимается методика литературного образования  в начальной школе. Методика – это не застывшие правила и каноны. Это живой процесс, в котором нельзя создать модели деятельности и мышления ребенка на уроке, а может только их предположить. Поэтому работа с художественным произведением не может быть подчинена единой схеме. В то же время задача учителя состоит не в том, чтобы изобретать новейшие методы и приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общий методический подход, направленный на формирование и воспитание личности ребенка, приобщение его к искусству слова и азам читательской самостоятельности. В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения  и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения).

Большое значение для учителя в подготовке к уроку имеет литературно-методический анализ, который включает следующие этапы.

1.    Определение жанровой  разновидности произведения. Основные признаки жанра произведения влияют на выбор методики работы над ним.

2. Выявление темы произведения. Сравнение произведений, объединенных общей темой и определение их отличий.

3.    Определение идеи (главной мысли) произведения, проблемы (важного вопроса, поднимаемого автором). Формулирование их познавательной, эстетической ценности.

4. Работа над художественными образами, способствующая раскрытию идеи  произведения: выявление главных героев, их нравственно-эстетической нагрузки в произведении (портрет, поступки и их мотивы, отношения, речь); описание пейзажа, интерьера и т.д.

5.  Определение роли композиции в сюжете: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

6.  Анализ языковых средств, авторского стиля. В лексическом составе текста выделяются словарные слова и разные выражения. Проводится работа над образными выражениями.

7.    Разметка текста для выразительного чтения:  определение ударных слов, пауз (логических и психологических), темпа чтения, участков, где необходимо повышение и понижение тона.

Структура урока зависит от цели, типа урока и связана с учебным материалом. Так, при знакомстве с новым произведением урок литературного чтения чаще всего имеет такие основные этапы: вводная беседа, чтение, выявление первичного восприятия, беседа, повторное чтение (при необходимости), анализ – детальное рассмотрение текста (аналитическая беседа), целостное восприятие более высокого уровня (обобщающая беседа), собственное литературное творчество детей. [1]

Смена видов и приемов чтения сохранит у учащихся интерес к тексту, а игровые задания создадут эмоциональный тон урока, и активизирует желание ребят читать.

Таким образом, начальное литературное образование – это фундамент, на котором строится весь учебный литературный процесс. Уроки литературного чтения – это уроки подготовки к жизни, уроки  мудрости и «человековедения».

Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения.

Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения  современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. [2]

Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество.

С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок – творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.

Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности. Уместны на уроках также литературные викторины, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание сказок – коллективная или индивидуальная и пр. Нельзя забывать, насколько велика роль интереса, настроения и эмоционального фактора в развитии ребенка. Для этого можно вводить на уроках внеклассного чтения следующие моменты: «Шутке – минутку!», «5 секунд на размышление» (викторина), элементы соревнования.

В. А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека».

 Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг необходимо соблюдать методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям.

Во-первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.                  

 Во-вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; книги о сегодняшнем дне и о прошедшем; произведения писателей-классиков и современных авторов; фольклор - сказки, загадки…

В-третьих, учет возрастных особенностей детей, принцип доступности.

Четвертый принципотбора книг для детей – принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги.

Пятый принцип:  детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами (те, которые выдержали проверку временем).

Следование эти принципам позволит повысить интерес к чтению, к книге, а это в свою очередь расширит кругозор детей.

Роль техники чтения в подготовке младших школьников к самостоятельной читательской деятельности

Как хорошо, когда учащихся начальных классов имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения! Дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям, а учителю не надо думать, кого вызвать читать.

Плохо читающий школьник обычно не справляется с учебным материалом в старших классах, он явный кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих наважные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике.

В.А. Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»?  Это прежде всего владение элементарным умением – техникой чтения». [3]

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.

Научить ребенка читать – эта задача осуществляется на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще. Но в тоже время необходимо помнить, что темп чтения – не главный компонент обучения, он соотносится с индивидуальными особенностями учащихся, силой и подвижностью нервных процессов, темпераментом. Поэтому количество прочитанных слов в минуту для каждого ребенка будет индивидуальным. [4]

Приемы и методы развития интереса к чтению

на уроках литературного чтения

Овладение обучающимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Учителю необходимо верить в то, что плохих учеников не бывает – всех ребят можно научить учиться и получать удовольствие от учения. Данное утверждение является для меня девизом в работе с моими учениками и помогает не только мне, но и ребятам чувствовать себя уверенней.

В связи с этим я проанализировала уровень навыка чтения в своем классе, начиная с прихода моих учеников в школу.

В 2013-2014 учебном году был сформирован мой 1 «а» класс из 9 человек. [5]

Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за 1 прием.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

 На родительском собрании каждый родитель получил памятку о «щадящем чтении».

Я стараюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно на протяжении всего урока, чтобы ни одна минута не была прожита ребенком бесцельно. Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включаю упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное  время. [6]

Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга – это часто бывает – не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение, как одну из сфер духовной жизни ребенка.

С этой целью уже в 1 классе у нас была создана библиотека. Это русские народные сказки, народные песни, загадки, авторские сказки, рассказы, представляющие, на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного и эстетического воспитания (Е. Чарушин, Л. Толстой…)

Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в создании каждого ученика, были нацелены на умственное, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие, навыки и умения, полезные для жизни и дальнейшей учебы.

Произведения, включенные в книгу для чтения, не только расширяют круг знаний учащихся, но и позволяют воспитывать у детей определенные нравственные качества. Обсуждая и осмысливая поступки литературных героев, подражая их добрым делам, ребята и сами стараются стать лучше.

При прохождении темы “Что такое хорошо и что такое плохо” в процессе работы показала детям ряд положительных качеств людей, честность, бескорыстие, трудолюбие, согласованность в общем деле. На уроке стремилась расширить понятия “хороший” и “плохой”, вводя в активный словарь детей синонимы, группируя их: трудолюбивый, заботливый, старательный; приветливый, ласковый, радушный; ленивый, беззаботный, безответственный.

Стараюсь воспитывать в своих учениках такое отношение к окружающим, чтобы даже в плохом человеке они смогли заметить искорки хорошего.

 Уроки самостоятельной читательской деятельности,

как одна из   форм приобщения младших школьников к миру книг

Основной формой работы с детской книгой являются урокивнеклассного чтения, на которых младшие школьники учатся читать детские книги, овладевают приемами их самостоятельного выбора.[7]

С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих детей с книгой, научить читать, а стараюсь делать, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира. Так, например, при проведении уроков внеклассного чтения, начиная со 2 класса:

1. Использую яркие книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги.

2. На каждое занятие новая книга – формирование читательского кругозора.

3.  Провожу простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге» и т.д. 

4. Для уроков внеклассного чтения старалась, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомились на уроке (в этом оказывали помощь родители), для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.

В свою очередь я поддерживаю тесную связь с библиотекарем, т.к. она помогает мне выяснить читательские интересы моих учащихся и тем самым спланировать уроки внеклассного чтения, индивидуальную работу и внеклассные мероприятия.

Так же раз в месяц к нам приходит в класс библиотекарь и отмечает ребят, которые много читают, но при этом она отмечает, что ребята читают вдумчиво, т.к. когда дети сдают книги, она всегда интересуется, что особенно запомнилось, понравилось, а это в свою очередь способствует внимательному чтению.

Стараюсь, чтобы на уроках внеклассного чтения читали все, даже плохо читающие. С этими ребятами мы готовим к чтению или краткому изложению определенного отрывка, который они сами выбирают, т.е. идет индивидуальная работа.

Также одной из активных форм приобщения к чтению, к книге являются литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С приходом ребенка в школу перед учителем стоит задача не только научить его читать, но и приобщить к миру литературы для подготовки к самостоятельной читательской деятельности.

Ребенок, который хорошо и много читает, успешно усваивает и другие школьные предметы.

Чтение – очень специфический процесс деятельности головного мозга. Способность к чтению заложена в человеке генетически. Еще никто точно не дал ответ, как происходит слияние гласных и согласных в человеческом мозгу, но это происходит и человек начитает читать. Именно на данном этапе учителю необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью.

При этом учитель должен помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – задача педагога, в решении которой помогает литературное образование.

Эффективность литературного образования в начальных классах зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности. В реализации этой задачи во многом способствует содержание курса чтения для каждого класса, основой которого являются гуманистические традиции национальной и мировой культуры, а так же методика работы с текстом.

В первом классе дети узнают буквы, учатся читать сначала по слогам, затем словами, понимать прочитанное. Это своеобразный подготовительный этап на пути к литературному чтению.

Во 2-4 классах чтение продолжает функционировать как учебная деятельность, но появляется и новый ракурс – удовлетворение познавательных интересов и потребностей,  осознанное получение эстетического наслаждения  от чтения.

С этой целью на уроках литературного чтения, внеклассного чтения я применяю разнообразные приемы, методы, которые помогают пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры.

Заботясь о качестве обучения младших школьников – читателей, на уроке,  я не забываю о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности обучающихся. Их активности в самостоятельном чтении, в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет, и о библиотеке, которой он пользуется.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся и библиотекарем позволил мне обрести в их лице надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

Работа по приобщению младших школьников к литературе для подготовки к самостоятельной читательской деятельности мною ведется систематически, поэтому уже к середине второго года обучения в классе не осталось ни одного ученика, который не хотел бы, не умел бы, не привык бы пользоваться своим умением читать на доступном ему уровне.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М., 1993

2.  Вороплева В.С. Литературное чтение: теоретико-педагогический аспект /«Пачатковая школа» 2005, № 4, с. 19-21/

3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991

4. Костиневич С.А. «Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе», Мозырь, 2006.

5.  Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению  /Костромина С.Н., Нагаева М. 1999/

6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

7. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча. Мозырь, 2006.

8. Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. Мн., 2004.

9. Работа с родителями /Под ред. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мн., 2003.

10. Сидорова Л.А. «Психологический и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений /«Начальная школа»,М.,  1989

11. Сухомлинский В.А. Моя прекрасная вера «Юность», 1968, № 9

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Мн., 1982

13. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы, Мн., 1982

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Уровень подготовки обучающихся по чтению.

Из  9 человек класса на конец 1 класса:

 - 4 чел. знали буквы (Аллаев Н., Шишкович Л., Мирошниченко Т., Смирнов С.);

-  3чел. читали слоги (Деревягин Ж., Сивцов А.,  Коровин А.);

- не знали буквы - 2чел. (Дмитриев Д., Гасанлы Э.);

- у 3 чел наблюдались речевые нарушения (Коровин А., Смирнов С., Гасанлы Э.)

Качество чтения на конец 2 класса.

Способ чтения

Слоги – 5 чел.

Слоги + целые слова – 3 чел. (Деревягин Ж., Сивцов А., Шишкович Л.)

Не владеют навыком чтения – 1 чел. (Гасанлы Э.)

 

Осознанность и выразительность чтения.

1. Выявление эмоционального отношения к прочитанному – 2 чел. (Деревягин Ж., Сивцов А.)

2. Воспроизведение содержания текста самостоятельно – 3 чел. (Деревягин Ж., Сивцов А., Дмитриев Д.)

3. Воспроизведение содержания текста по вопросам учителя – 7 чел. (Деревягин Ж., Сивцов А., Дмитриев Д., Гасанлы Э., Смирнов С., Шишкович Л., Аллаев Н.)

Исходя из данных результатов, можно говорить о недостаточной выразительности  и осознанности чтения моих учащихся.

Когда были изучены все буквы и дети должны были читать не только в классе, но получали задания  по чтению домой, я столкнулась с проблемой, что 4 человека (Аллаев Н., Дмитриев Д., Смирнов С., Гасанлы Э.) не проявляют никакого желания к чтению.

Приложение.2.

Приведу примеры данных упражнений:

1. Упражнения, которые помогут увеличить темп чтения.

    - Многократное прочтение

        а)  учителем

        б)  ученик

        в)  повторить

    - Чтение «Слоговичков» (коллективно, выборочно)

2. Упражнения над артикуляцией

     - Чтение чистоговорок

          Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

          Ло-ло-ло  -  на улице тепло

         Чи-чи-чи  - у дома кирпичи

     - Скороговорки

       Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.

3. Упражнения на развитие фонематического слуха

1. «Назови слова»

·        Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а (т,о,р и т.д.)

·        Назови слова, которые заканчиваются на звук п.

·        Назови слова, в середине которых есть звук л (м, н  и  т.д.)

2.«Хлоп-хлоп»

·        Нужно поймать слово, которое начинается со звука с (г, в  и т.д.)

Дача, кошка, свечка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка и т.д.

3.«Играем со словом»

·        Придумай слово, которое заканчивается (начинается ) на такой же звук, как и в слове  «лягушка», «стол».

·        Назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила» и т.д.

·        Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча» и т.д.

4. Упражнения на развитие грамматических навыков.

1. «Вторая половинка».

При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно посредине слова. Используйте это упражнение чаще, если ребенок искажает окончания слов при чтении.

Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке.

Это упражнение можно использовать на любых текстах.

2. «Кто? Что?»

Составление предложений по моделям.

Кто?       Что делает?        Что?

Кошка        пьет             молоко

Кто?       Что делает?        Что?      Чем?

Галя         поливает         цветы      водой

3. «Угадай конец фразы»

Дети ели ка… .

На столе лежат бумага и кра… .

В лесу растут гри… .

У нас есть петух и … .

4. «Слова перепутались».

Восстановление предложений.

Дымок, идет, трубы, из.

Любит, медвежонок, мед.

Стоят, вазе, цветы, в.

5. Упражнения , направленные на увеличение объёма внимания.

1. По сигналу «внимание» детям показывают карточки в течение 2 сек. Дети должны прочесть и записать:

а) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.

       рбвл                              ктмц

       жкпрч                           дзнтк

       кптнсд                           шрвтвч

       дпв                                шгс

       бмдрклф                       мвхштст

       стпцгвдк                       жтвпрмтк

       мвпкшлчбх                            брнцдксчг

6. Упражнение на развитие словарного запаса.

1. «Игра в слова».

Назови как можно больше слов обозначающих фрукты (овощи, цветы, транспорт и т. д.)

2. «Назови действие».

Метель метёт, а гром …,  ветер …, а снег …,  дождь …, а солнце … .

3. «Признак».

4. «Сравни».

По вкусу – лимон и мёд.

 По цвету – ромашку и гвоздику.

 По ширине – дорогу и тропинку.

 



[1] - Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991

[2] - Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Мн., 1982

 

[3]  - Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы, Мн., 1982

 

[4]  - Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991

[5]  - См.приложение 1

[6]  -  См. примеры упражнений в приложении 2

 

[7]  - Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Мн., 1982

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»