Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Развитие общей и мелкой моторики, мимики и  пантомимики – как одно из направлений работы по коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников.

 

Мартьянова Татьяна Владимировна,

Учитель-логопед ГБДОУ д/с №75 Красногвардейского р-на СПб

 

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи. Одним из проявлений общего недоразвития речи является общая моторная недостаточность, низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. В результате чего нарушается сила, ловкость, скорость выполнения движений, синхронность движений левой и правой руки, переключение от одного движения к другому. Ребенок затрудняется в использовании различных инструментов (например: ножниц), застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании бантов.                                             

  Исследование уровня моторного развития рук в дошкольном возрасте является диагностическим фактором. И, если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

  Таким образом, нарушение мелкой моторики сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности.

  Анализ литературы, изучающей вопросы развития мелкой моторики, показывает наличие тесной связи в развитии руки и речи. Еще В.М.Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель. В процессе интенсивного развития мелких мышц пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. И одним из таких важных соседних участков, подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр. В результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук, способствуют активизации мышления, развивают речь, а вместе с ними и все интеллектуальные процессы.

  Помимо этого, одной из задач занятий по совершенствованию мелкой моторики пальцев рук, является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом полушарии они находят словесное выражение, то есть, вербализуются, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. И, чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, лучше память, точнее внимание, выше умственные способности человека.

  Одной из актуальных проблем современной дошкольной логопедии является подготовка детей к обучению в школе. И одним из направлений этой работы является подготовка руки ребенка к письму.

  Игры на развитие мелкой моторики являются универсальным и великолепным дидактическим и развивающим материалом. Они способствуют развитию воображения, тактильной чувствительности, выразительности речи, пространственной ориентации, готовят руку ребенка к письму.

  Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью, как средством общения. Важную роль в процессе общения играет умение правильно понимать эмоциональное состояние собеседника умение внешне выражать свои внутренние эмоции. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, выразительными движениями, мимикой, ребенок способен точно понимать все оттенки в выражении лица, жестов и движений тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестикуляторной речи, наблюдающаяся у детей с тяжелой речевой патологией, затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых отрицательных эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, снятие нервного напряжения. Выражение лица, жесты, движения, используемые в двигательно-пространственных упражнениях (речи с движением) являются первыми помощниками в общении.

  Одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях является речь. Развитию координации движений и общей моторики способствует ритм, темп речи и особенно стихов. Движения становятся более выразительными, ритмичными или плавными, в зависимости от текста.

  Овладение мимикой, языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и обрести друзей, более глубоко познать окружающих людей.

  Таким образом, становится очевидной необходимость работы по развитию общей и мелкой моторики пальцев рук, мимики и пантомимики у детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию  речи. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Галкина Г.Г., Дубинина Г.И. Пальцы помогают говорить.  - М.: «Гном и Д», 2005.
  3. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. - Ростов Н\Д: «Аркти», 2004.
  4. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. - М.: «Аркти», 2004.
  5. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей. - Ярославль: «Академия развития», 2006.
  6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. - СПб.: «Мастера», 2007.
  8. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. - СПб.: «Дельта», 1997.
  9. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  10. Никитина А.В. 29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей. – СПб.: КАРО, 2008.
  11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
  12. Османова Г.А., Позднякова Л.А.  Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб.: КАРО, 2007.
  13. Рымчук Н.А. Пальчиковые игры и развитие детской моторики.  - М.: «Рипол классик», 2008.
  14. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
  15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Хардфорд», 1996.
  16. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1980.
  17. Ястребова А.В., Лазаренко О.И.  Хочу в школу.  - М.: «Аркти», 1999.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»