Развитие общей и мелкой моторики, мимики и пантомимики – как одно из направлений работы по коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников.
Мартьянова Татьяна Владимировна,
Учитель-логопед ГБДОУ д/с №75 Красногвардейского р-на СПб
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи. Одним из проявлений общего недоразвития речи является общая моторная недостаточность, низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. В результате чего нарушается сила, ловкость, скорость выполнения движений, синхронность движений левой и правой руки, переключение от одного движения к другому. Ребенок затрудняется в использовании различных инструментов (например: ножниц), застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании бантов.
Исследование уровня моторного развития рук в дошкольном возрасте является диагностическим фактором. И, если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Таким образом, нарушение мелкой моторики сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности.
Анализ литературы, изучающей вопросы развития мелкой моторики, показывает наличие тесной связи в развитии руки и речи. Еще В.М.Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель. В процессе интенсивного развития мелких мышц пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. И одним из таких важных соседних участков, подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр. В результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук, способствуют активизации мышления, развивают речь, а вместе с ними и все интеллектуальные процессы.
Помимо этого, одной из задач занятий по совершенствованию мелкой моторики пальцев рук, является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом полушарии они находят словесное выражение, то есть, вербализуются, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. И, чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, лучше память, точнее внимание, выше умственные способности человека.
Одной из актуальных проблем современной дошкольной логопедии является подготовка детей к обучению в школе. И одним из направлений этой работы является подготовка руки ребенка к письму.
Игры на развитие мелкой моторики являются универсальным и великолепным дидактическим и развивающим материалом. Они способствуют развитию воображения, тактильной чувствительности, выразительности речи, пространственной ориентации, готовят руку ребенка к письму.
Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью, как средством общения. Важную роль в процессе общения играет умение правильно понимать эмоциональное состояние собеседника умение внешне выражать свои внутренние эмоции. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, выразительными движениями, мимикой, ребенок способен точно понимать все оттенки в выражении лица, жестов и движений тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестикуляторной речи, наблюдающаяся у детей с тяжелой речевой патологией, затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых отрицательных эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, снятие нервного напряжения. Выражение лица, жесты, движения, используемые в двигательно-пространственных упражнениях (речи с движением) являются первыми помощниками в общении.
Одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях является речь. Развитию координации движений и общей моторики способствует ритм, темп речи и особенно стихов. Движения становятся более выразительными, ритмичными или плавными, в зависимости от текста.
Овладение мимикой, языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и обрести друзей, более глубоко познать окружающих людей.
Таким образом, становится очевидной необходимость работы по развитию общей и мелкой моторики пальцев рук, мимики и пантомимики у детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией.
ЛИТЕРАТУРА
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Галкина Г.Г., Дубинина Г.И. Пальцы помогают говорить. - М.: «Гном и Д», 2005.
- Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. - Ростов Н\Д: «Аркти», 2004.
- Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. - М.: «Аркти», 2004.
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей. - Ярославль: «Академия развития», 2006.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. - СПб.: «Мастера», 2007.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. - СПб.: «Дельта», 1997.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Никитина А.В. 29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей. – СПб.: КАРО, 2008.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб.: КАРО, 2007.
- Рымчук Н.А. Пальчиковые игры и развитие детской моторики. - М.: «Рипол классик», 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Хардфорд», 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1980.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. - М.: «Аркти», 1999.