Классные часы по духовно-нравственному воспитанию с использованием художественной литературы
Попова Валентина Федоровна,
учитель начальных классов
СПб ГБОУ Лицей №40
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Это учитывается в современных школьных образовательных стандартах. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать УУД для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные УУД, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Личностные УУД делят на 3 блока:
1)самоопределение
2)с мыслообразование
3)нравственно – этического оценивания
Третий блок – линия нравственного развития личности. В начальной школе особую значимость, на наш взгляд, приобретают занятия (классные часы) связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения. По сравнению с этапом дошкольным значительно расширяются контакты с окружающим миром, ширится круг общения, в определенной мере меняется социальная роль ребенка, усложняются сами жизненные ситуации, в которые попадает школьник.
Важно организовать ряд занятий, которые формируют личностные качества, где на конкретных примерах, доступных детскому восприятию раскрыть сущность нравственных отношений между людьми. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Творчески работающие педагоги понимают, какую уникальную возможность для развития личности ребёнка дает классный час, если его грамотно подготовить и провести. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам. Самый благодатный материал – литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы. Многие тексты по литературному чтению несут духовно – нравственный смысл, являются источником нравственных знаний. Они не в декларотивно – плакатной , а в эмоционально – увлекательной форме, в конкретных жизненных ситуациях раскрывают такие понятия, как доброта, порядочность, вежливость, воспитанность, благородство, правдивость, чистосердечность, стремление к красоте, желание помогать тем, кто в этом нуждается.
Художественные тексты для чтения подбираются на основе развития в детях высоконравственных качеств, воспитания в них чувства доброты, помощи, отзывчивости, сопереживания, сочувствия. В этом возрасте дети хорошо понимают и очень чутко относятся к рассуждению о добре, справедливости, правде и проявлению самых благородных чувств. В детях все это есть, задача учителя, как развить эти чувства, а порочные удалять. Кроме этого, художественный материал подбирается и с точки зрения его объёма, формы, образности, силы воздействия на эмоциональную сферу слушателя. Можно сказать так: художественный текст должен быть не столько понятен и доступен, сколько приятен и образен.
Каждое новое художественное произведение нужно преподносить детям как радость, которую они испытают при восприятии его. Читать текст выразительно, эмоционально, проникновенно. Важно правильно расстановить смысловые акценты, соблюсти логические ударения и паузы, обратить внимание на повышение и понижение голоса. Используют такой приём – чтение с пропуском заглавия и конца. О чём следует предупредить детей перед чтением. Дети сами додумывают, подбирают подходящие по смыслу варианты заглавий, находят окончание, логически завершающее смысл всего художественного текста. Далее они сопоставляют свои варианты с данными автором заглавием и концом произведения, оценивают их и выбирают наилучший. Затем учитель ставит перед детьми 1 – 2 проблемных вопроса. Чтобы ответить на
них, дети обращаются к содержанию и предметом анализа делают его значащие детали, помогающие им раскрыть глубинный смысл художественного текста, для чего, собственно, он был написан. Из опыта работы замечено что «…отношение к герою и его оценка у младшего школьника основывается прежде всего на анализе отдельных его поступков и очень редко – качеств, проявляющихся в них. Дети сосредоточивают свое внимание на действиях и поступках героев. У младших школьников отсутствуют достаточно четкие представления относительно содержания определенного качества. Задача учителя помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Определения нравственных понятий формируются в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога, в ходе беседы или анализа ситуации учитель подводит учеников на указание существенных признаков понятия.
В работе можно использовать приём описания детьми аналогичных прочитанным и услышанным в художественных текстах ситуаций из их собственной жизни. Приём помогает детям легко переключиться с объективно воспринимаемого содержания художественного текста на субъективно переживаемые аналогичные случаи, которые непроизвольно всплывают в их памяти. При чтении ребёнок отождествляет себя с героем произведения, сопоставляет его действия со своими. Дети начинают понимать, что художественные тексты – это то, что помогает им разобраться в разных жизненных явлениях, в самих себе и, что самое главное, находить и формулировать собственную оценку поступку героя произведения и самого себя – как бы он вел себя в подобной ситуации. Именно типичность изображенной в произведении ситуации является, на наш взгляд, её преимуществом перед жизненной ситуацией как «учебным материалом».
Уже с первоклассниками следует начать работу по формированию образов возвышенных, нравственных, благородных. Без идеального элемента не явится высоких идей, и нечему будет подражать. Однако, если изображать только положительные типы то, они не будут ярки, так как нельзя будет изобразить высоких добродетелей, проявляющихся в прощении за причиненное зло или в борьбе. Такое изображение одного лишь хорошего не будет согласовываться с жизненной истиной. Дурные люди могут терпеть наказание, но в жизни не всякий дурной поступок влечет за собой явное наказание. Человек, не прощающий обиды, мстительный, честолюбивый находит себе наказание то в угрызении совести, то в самом пороке. Самое же главное воспитательное влияние которое может быть при изображении отрицательных типовв несочувствии автора произведения ко злу. Чувство автора обыкновенно передаётся читателю. При этом условии отрицательный персонаж будет несимпатичен ребёнку и ,он не захочет быть таким.
Один из этапов работы над художественным текстом – создание образа внутри ребёнка . Образа, которого не существует в видимом обозрении; образа, который лучше видится с закрытыми глазами, через внутренний взор; образа, который развивает детскую фантазию, творчество. Например, после прочтения рассказа, попросить детей закрыть глаза, представить в своем воображении т.е. внутри себя, и , если это не секрет, рассказать. По мере усиления такой работы дети начинают приносить в класс книги, в которых нашли сказку, прочитанную накануне, другие любимые книги(по иллюстрациям, оформлению, содержанию) и показывать всем. Итог учитель предлагает подвести самим учащимся. Это позволяет проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к мнению ученика. Дома дети делают рисунки на тему прослушанного и понятого на уроке. Со второго класса к рисункам можно писать маленькие рассказы, чтобы приучать владеть словом, выражать свои мысли, чувства. Лучшие рассказы детей можно объединить в маленький сборник. Дети все разные и каждый понимает то, что ему особенно близко, что в нем уже есть. А все они дополняют друг друга. Ученики старших классов могут напечатать книжечки на компьютере, практически знакомясь с редакционным делом. Малышам будет награда, поощрение за творческий труд.
В то же время необходимо использовать и активные формы работы, в которых реализуются творческие способности школьников: игры, игровые ситуации, инсценировки, конкурсы, турниры, викторины, совместное составление правил поведения и другие коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, рисование, составление газет.
Необходимые материалы можно найти в сборниках ( список использованной литературы).
Следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями.Только самостоятельное участие ребёнка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать воспитательный эффект. Но главное - психологическая подготовка: необходимо настраивать учеников на серьёзный разговор. Следует организовать работу с отдельными группами учащихся: подготовить инсценировки, выразительное чтение, наглядные пособия, предложить учащимся прочитать что – либо предварительно.
У младших школьников жизненный опыт еще очень небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения.
«Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»
В сущности, любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, поэтому все разнообразные виды педагогической деятельности направлены на стимулирование нравственного развития учащихся. Однако наиболее распространенной формой остаётся классный час.
В качестве примера предлагаем фрагменты классных часов во 2 классах.
Знакомство детей с рассказом В. Сухомлинского «Именинный обед».
Учитель выразительно читает рассказ, но без заглавия и конца, до предложения «Мама побледнела». Дети на ушко шепчут учителю свои варианты конца рассказа, а также заглавия («Дрожащая рука», «Жестокость», «Будь настоящим человеком»). Затем учитель читает рассказ до конца. Рассуждения детей примерно такого характера:
«Девочка оказалась злой. Бессердечной. Это очень расстроило маму. Она такого не ожидала от своей дочери. Потому отказалась справлять праздничные именины. Потому так чётко и строго поздравила дочь и пожелала ей быть настоящим человеком».
Учитель:
- Оставим Нину со своей совестью. Она сама себя наказала. Пусть каждый из вас обратится к самому себе и ответит на вопрос – чему же учит рассказ В. Сухомлинского? Какими качествами вы должны обладать?
Подобранные детьми слова записываются на доске, потом хором читаются и запоминаются. Дети с помощью учителя называют примерно такие слова:
человечность сердечность
доброта воспитанность
сочувствие внимание
понимание взросление
сопереживание содружество
милосердие добросердечность
душевность доброжелательность
благородство ласка
совесть порядочность
уважение помощь
любовь красота
великодушие теплота
Творческая работа « Инсценируем сказку».
Учитель. Каким другим словом можно заменить слово «хитрость»? Хорошо ли быть хитрым? Уважают ли хитрых людей?
Учитель. А сейчас мы поработаем в командах.
Задание: каждая команда должна изменить конец сказки так, чтобы хитрость была наказана. Капитан команды читает сказку, затем все участники её инсценируют.
Лисичка – сестричка и волк.
Лисичка и лапоток.
Лиса, заяц и петух.
Оценить инсценировки, поощрить самых активных участников. Лучшая команда награждается.
Учитель. Как вы думаете, в жизни хитрость всегда наказывается?
От хитрого человека страдают другие люди, и в результате он остаётся один. А каким надо быть, чтобы к тебе тянулись люди?
Тренинг «Листопад доброты».
Дети встают в круг, у каждого в руках лепесток. На несколько секунд все задумываются над вопросом: что же я могу сделать доброго? Затем дети бросают лепесток и называют своё желание.
Тест на аккуратность.
Рассмотреть свой портфель по следующим критериям:
Наличие в них:
- пенал;
-папки для тетрадей;
-обложек на учебниках;
- «лишних» предметов в портфеле (огрызки, бумажки).
Дети записывают следующее правило поведения в школе.
Творческое задание «Ромашка».
Склейте ромашку, выберите лепестки, на которых написано, каким должен быть человек, чтобы у него было много друзей. Каждый ребёнок комментирует свой выбор.
Коллективное творческое дело «Как хорошо иметь друзей».
Каждый ребёнок рисует свой портрет. Далее все рисунки приклеиваются на длинный лист.
Задание:
1.Соедините красным карандашом свой портрет с портретом вашего друга.
2. Соедините синим карандашом свой портрет с портретом того, с кем сидите за одной партой.
3.Соедините зелёным карандашом свой портрет с портретом того, с кем хотели бы дружить.
Материалы для классных часов можно найти в сборниках из списка используемой литературы.
Использованная литература.
- В.И. Попов Хрестоматия «Отблески». Книга для чтения и изучения родного языка. Репринтное издание. Санкт – Петербург. 2005г.
- Сборник художественных текстов под ред. Ш.А. Амонашвили. Издательский дом Шалвы Амоношвили Москва 2007
- Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.
Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009