Проведение физкультминуток, как здоровьесберегающих технологий
в коррекционной школе
Григорьева Елена Николаевна,
учитель-дефектолог ГБОУ школы №231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Одной из главных задач коррекционной школы является создание условий, гарантирующих создание и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания. Организовать учебный процесс следует таким образом, чтобы усвоение учебного материала позволяло обучаться без вреда для здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе - создание здоровой среды для обучения, формирование положительного эмоционального настроя у учащихся в процессе обучения.
На уроках, использующих технологии здоровьесбережения педагог должен обеспечивать доброжелательную обстановку, профилактику переутомления, поддерживать внимание и интерес детей, что позволяет им легче переносить учебные нагрузки и снизить риск ухудшения здоровья.
Одним из компонентов сдоровьесберегающих технологий являются физкультминутки. Физкультминутка - это кратковременное (несколько минут) мероприятие, которое проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Целесообразность проведения физкультминуток, используя приемы мнемотехники заключается в том, что с помощью мнемотехники проявляется и реализуются потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давления со стороны педагога (педагог выступает в роли помощника), а также испытывает положительные эмоции. Кроме того, использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания содержания физкультминутки, одновременно делая физкультминутку более интересной и занимательной. Физкультминутка с использованием приемов мнемотехники позволяет учителю играть с детьми, повышая их эмоциональный настрой, одновременно с этим развивая их речь, внимание, память, способность сосредоточиться. Движения каждой физкультминутки учитель разучивает с учащимися, чтобы впоследствии, услышав название физкультминутки, учащиеся, взглянув на картинки в мнемотаблице, смогли выполнить ее самостоятельно.
В подборе материала для физкультминуток, я руководствовалась следующим:
- перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, обрабатывая необходимые жесты, движения рук и ног, комбинации пальцев;
- движения должны быть просты и понятны для детей: хлопки в ладоши, поскоки на месте и т.д;
- учитель должен выполнять упражнения вместе с детьми;
- необходимо громко и выразительно проговаривать слова, подчеркивая интонационно слова, изображенные в мнемотаблице.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно развитие речи. Т. к. у детей с ОВЗ преобладает наглядно - образная память и запоминание носит непроизвольный характер, то зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст физкультминутки. Использование наглядного материала в виде готовых схем (мнемотаблиц), позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее.
Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Особенность методики мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу (например, для обозначения домашних животных используется дом, для обозначения диких животных – елка).
Из опыта работы с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами, считаю необходимым давать детям цветные схемы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы (солнышко – желтое, елочка – зеленая, ягодка - красная т. д.). Изобразить в мнемоквадрате, мнемодорожке или мнемотаблице можно именно то, что необходимо для данной категории детей, и то, что учитель считает нужным (это может быть графическое изображение персонажей сказки, явления природы, члены семьи и т. д.). Важно учесть, чтобы изображения были понятны учащимся. Для составления мнемотаблиц я использую в своей практике не графические изображения предметов, а иллюстрированные картинки, т.к. для младшего школьного возраста графическое изображение некоторых предметов оказалось сложным для перекодирования в образы. Такое преобразование из абстрактных символов в образы происходило довольно легко (например: облако с каплями – дождь; морковка и яблоко – урожай; снежинки со стрелочками вниз – падает снег и т. д.).
Мною был разработан цикл физкультминуток на тему «Времена года», проводимых с опорой на мнемотаблицы, что позволяет проводить физкультминутки в игровой, доступной для детей с ОВЗ форме и создавая положительный эмоциональный фон.
В таблице представлен цикл физкультминуток на тему «Времена года» с использованием мнемотаблиц.
Весна.
Учитель произносит вслух
|
Учитель с учащимися показывает руками
|
Изображение на мнемотаблице |
Что мы слышим? Птичьи трели |
Прикладывают ладошки к ушам |
уши |
Грачи в город прилетели. |
машут руками, как птицы |
птица |
Мы помашем им рукой Попрощаемся с зимой. |
машут руками |
ладонь |
Вот весна уж на пороге |
Разводят руки в стороны |
солнышко, ручейки |
Ой, не промочите ноги! |
дети показывают свою обувь |
сапоги |
Побежали ручейки Вдоль дорожек потекли |
показывают движения бегущих ручейков |
ручеек |
Распустились почки Ждем зеленые листочки |
показывают движения распустившихся почек |
почки |
Скоро будут расцветать Одуванчики опять |
показывают движения распустившихся цветов |
одуванчики |
Рады, рады мы весне- Покружимся вместе все! |
кружатся |
хоровод |
Лето.
Вы наверное устали? А давайте поиграем! Посмотрите-ка в окошко! |
рисуют руками окно и смотрят в него |
окно |
Солнце греет нам ладошки. |
показывают ладошки |
ладони |
Ну-ка щечки мы подставим, Пусть погреет их сначала |
показывают щечки |
щеки |
Вытянем мы к солнцу ручки, |
вытягивают руки |
солнце |
Пальчиками тронем лучик. |
пальчиками тянутся вверх |
пальчики |
Улыбнемся, закружимся, |
улыбаются и кружатся |
улыбка |
На полянке очутимся. Соберем цветы лесные, |
наклоняются и движениями срывают цветы |
цветы |
Маленькие и большие. |
показывают цветы маленькие и большие |
большая и маленькая фигуры |
Скажем мы спасибо лету За физкультминутку эту! |
хлопают в ладоши |
ладошки |
Осень.
Вот и осень наступила, В отпуск лето проводила. |
разводят руки в стороны |
листья, дождь,зонтик. |
До-свиданья, лету скажем, Ручками ему помашем. |
руками на прощание машут |
ладони |
Небо пасмурным вдруг стало, Дождик капает устало. |
изображают пальчиками капли дождя |
дождь |
Лужи под ногами блещут, Перепрыгнем их все вместе. |
перепрыгивают лужи |
лужи |
Птицы к югу улетают, Крыльями они порхают, |
изображают порхающих птиц |
птицы |
А еще в лесу, в корзинку |
показывают большую корзинку |
корзина |
Соберем грибы, малинку. |
собирают в корзину ягоды и грибы |
ягоды/грибы |
А на грядке урожай, |
разводят руки в стороны |
грядка с овощами |
Ну-ка, быстро, собирай: Помидоры, огурцы- |
собирают с грядок урожай |
|
Вот какие молодцы! |
хлопают в ладоши |
ладоши |
Зима
Ой зима, зима, зима, Как резвится детвора! |
разводят руки в стороны |
снег |
Ну-ка лыжи достаем И помчимся с ветерком! |
изображают движения на лыжах |
лыжи |
А еще в снежки играем, |
изображают игру в снежки |
снежки |
Ну-ка их мы посчитаем: Раз, два, три-нежную бабу лепи: |
дети показывают на пальцах : 1,2,3 |
цифры 1,2,3 |
Первый ком на землю ставим, |
показывают руками большой ком |
большойкруг |
Сверху мы второй поставим, |
показывают руками средний ком |
средний круг |
Сверху третий и ведро- |
показывают руками маленький ком |
маленький круг |
Вот это чудо снежное! |
хлопают в ладоши |
ладоши |