Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проведение физкультминуток, как здоровьесберегающих технологий
в коррекционной школе

               Григорьева Елена Николаевна,
учитель-дефектолог ГБОУ школы №231

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

    Одной из главных задач коррекционной школы  является создание условий, гарантирующих создание и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ  средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания. Организовать учебный процесс следует таким образом, чтобы усвоение учебного материала позволяло обучаться без вреда для здоровья.

   Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе - создание здоровой среды для обучения, формирование положительного эмоционального настроя у учащихся в процессе обучения.

   На уроках, использующих технологии здоровьесбережения педагог должен обеспечивать  доброжелательную обстановку, профилактику переутомления, поддерживать внимание и интерес детей, что позволяет им легче переносить учебные нагрузки и снизить риск ухудшения здоровья.  

     Одним из компонентов сдоровьесберегающих технологий являются физкультминутки. Физкультминутка - это кратковременное (несколько минут) мероприятие, которое проводится  с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Целесообразность проведения физкультминуток, используя приемы мнемотехники заключается в том, что с помощью мнемотехники проявляется и реализуются потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давления со стороны педагога (педагог выступает в роли помощника), а также испытывает положительные эмоции. Кроме того, использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания содержания физкультминутки, одновременно делая физкультминутку  более интересной  и занимательной.  Физкультминутка с использованием приемов мнемотехники позволяет учителю играть с детьми, повышая их эмоциональный настрой, одновременно с этим развивая их речь, внимание, память, способность сосредоточиться. Движения каждой физкультминутки учитель разучивает с учащимися, чтобы впоследствии, услышав название физкультминутки, учащиеся, взглянув на картинки в мнемотаблице, смогли выполнить ее самостоятельно.

    В подборе материала для физкультминуток, я руководствовалась следующим:

 - перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, обрабатывая необходимые жесты, движения рук и ног, комбинации пальцев;

- движения должны быть просты и понятны для детей: хлопки в ладоши, поскоки на месте и т.д;

- учитель должен выполнять упражнения вместе с детьми;

- необходимо громко и выразительно проговаривать слова, подчеркивая интонационно слова, изображенные в  мнемотаблице.

   Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно развитие речи. Т. к. у детей с ОВЗ преобладает наглядно - образная память и запоминание носит непроизвольный характер, то зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст физкультминутки. Использование  наглядного материала в виде готовых схем (мнемотаблиц), позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее.

   Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Особенность методики мнемотехники – применение не изображения    предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу (например, для обозначения домашних животных используется дом, для обозначения диких животных – елка).

     Из опыта работы с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами, считаю необходимым давать детям цветные схемы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы (солнышко – желтое, елочка – зеленая, ягодка - красная  т. д.). Изобразить в мнемоквадрате, мнемодорожке или мнемотаблице можно именно то, что необходимо для данной категории детей, и то, что учитель считает нужным (это может быть графическое изображение персонажей сказки, явления природы, члены семьи и т. д.). Важно учесть, чтобы изображения были понятны учащимся. Для составления мнемотаблиц  я использую в своей практике  не графические изображения предметов, а иллюстрированные картинки, т.к. для младшего школьного возраста графическое изображение некоторых предметов оказалось сложным для перекодирования в образы. Такое преобразование из абстрактных символов в образы происходило довольно легко (например: облако с каплями – дождь; морковка и яблоко – урожай; снежинки со стрелочками вниз – падает снег и т. д.).

   Мною был разработан цикл физкультминуток на тему «Времена года», проводимых с опорой на мнемотаблицы, что позволяет проводить физкультминутки в игровой, доступной для детей с ОВЗ форме и создавая положительный эмоциональный фон.

    В таблице представлен цикл физкультминуток на тему «Времена года» с использованием мнемотаблиц.

                                                    Весна.

Учитель произносит вслух

 

Учитель с учащимися показывает руками

 

Изображение на мнемотаблице

Что мы слышим? Птичьи трели

Прикладывают ладошки к ушам

уши

Грачи в город прилетели.

машут руками, как птицы

птица

Мы помашем им рукой

Попрощаемся с зимой.

машут руками

ладонь

Вот весна уж на пороге

Разводят руки в стороны

солнышко,

ручейки

Ой, не промочите ноги!

дети показывают свою обувь

сапоги

Побежали ручейки

Вдоль дорожек потекли

показывают движения бегущих ручейков

ручеек

Распустились почки

Ждем зеленые листочки

показывают движения распустившихся почек

почки

Скоро будут расцветать

Одуванчики опять

показывают движения  распустившихся цветов

одуванчики

Рады, рады мы весне-

Покружимся вместе все!

кружатся

хоровод

                                                   Лето.

Вы наверное устали?

А давайте поиграем!

Посмотрите-ка в окошко!

рисуют руками окно и смотрят в него

окно

Солнце греет нам ладошки.

показывают ладошки

ладони

Ну-ка щечки мы подставим,

Пусть погреет их сначала

показывают щечки

щеки

Вытянем мы к солнцу ручки,

вытягивают руки

солнце

Пальчиками тронем лучик.

пальчиками тянутся вверх

пальчики

Улыбнемся, закружимся,

улыбаются и кружатся

улыбка

На полянке очутимся.

Соберем цветы лесные,

наклоняются и движениями срывают  цветы

цветы

Маленькие и большие.

показывают цветы маленькие и большие

большая и маленькая фигуры

Скажем мы спасибо лету

За физкультминутку эту!

хлопают в ладоши

ладошки

                                                    Осень.

Вот и осень наступила,

В отпуск лето проводила.

разводят руки в стороны

листья, дождь,зонтик.

До-свиданья, лету скажем,

Ручками ему помашем.

руками на прощание машут

ладони

Небо пасмурным вдруг стало,

Дождик капает устало.

изображают пальчиками капли дождя

дождь

Лужи под ногами блещут,

Перепрыгнем их все вместе.

перепрыгивают лужи

лужи

Птицы к югу улетают,

Крыльями они порхают,

изображают порхающих птиц

птицы

А еще в лесу, в корзинку

показывают большую корзинку

корзина

Соберем грибы, малинку.

собирают в корзину ягоды и грибы

ягоды/грибы

А на грядке урожай,

разводят руки в стороны

грядка с

овощами

Ну-ка, быстро, собирай:

Помидоры, огурцы-

собирают с грядок урожай

Вот какие молодцы!

хлопают в ладоши

ладоши

                                                 Зима

Ой зима, зима, зима,

Как резвится детвора!

разводят руки в стороны

снег

Ну-ка лыжи достаем

И помчимся с ветерком!

изображают движения на лыжах

лыжи

А еще в снежки играем, 

изображают игру в снежки

снежки

Ну-ка их мы посчитаем:

Раз, два, три-нежную бабу лепи:

дети показывают на пальцах : 1,2,3

цифры 1,2,3

Первый ком на землю ставим,

показывают руками большой ком

большойкруг

Сверху мы второй поставим,

показывают руками средний ком

средний круг

Сверху третий и ведро-

показывают руками маленький ком

маленький круг

Вот это чудо снежное!

хлопают в ладоши

ладоши

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»