Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Направления работы тьютора в коррекционной школе

Зайцева Юлия Николаевна

«Открыть в каждом человеке его,
только его неповторимую грань –
в этом искусство воспитания…»

В.А. Сухомлинский

         Сегодня система образования представляет разнообразные образовательные траектории для  различных категорий обучающихся, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, временно или постоянно не посещающих  образовательное учреждение.

         Среди них, наиболее популярно надомное обучение, традиционная модель которого сводится к сидящему дома ребенку и  приходящему на дом для  проведения занятий учителю. Безусловно, индивидуальные занятия при этом являются большим плюсом. Такой учащийся причислен к классу школы, в которой он обучается, и его классный руководитель обычно решает организационные вопросы и заполняет соответствующую документацию. Но подобная практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив. В связи с этим, возникает большая проблема в социализации ребенка, развитии его коммуникативной компетенции.

Одной из задач ГБОУ «Центр «Динамика» Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга, например,  является создание таких условий для необычных детей, которые позволят им включаться в сообщества, в социализацию. В школесоздано структурное подразделение «Центр информатизации образования», где уже несколько лет успешно функционирует очно-заочная модель надомного обучения. Особенность модели состоит в том, что часть деятельности обучающегося сохраняется за очным индивидуальным обучением, а часть – переносится в дистанционный режим, который осуществляется в процессе интерактивного взаимодействия педагогов и обучающихся в дистанционной образовательной среде  iclass.home-edu.ru.

Функции классного руководителя при этом выполняет тьютор, который владеет информационными технологиями, и использует их не только как учитель для обучения, но и для взаимодействия с обучающимися.  Учащиеся посещают школу всего 2-3 раза в неделю, но современные условия работы (Internet, использование программы Skype, наличие виртуальной образовательной среды) позволяют тьютору вести ежедневную работу с каждым из них индивидуально или соединяя их в микрогруппы. При этом его деятельность направлена  на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения с учетом индивидуальных особенностей, общения в целом, повышения их социализации в процессе жизни в школе и обществе. Что же является самым важным в своей работе тьютора?

Первое, это создание благоприятных условий для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Этому предшествует большая работа по изучению личности ребенка: проведение диагностики, изучение особенностей, склонностей ребенка, выявление его интересов. При этом важно быть внимательным, наблюдательным, уметь слушать и слышать ребенка.

Вторым важным направлением работы является развитие познавательного интереса учащихся, который обогащает любой вид деятельности человека, способствует развитию его коммуникации. Отличным средством для его развития, является, например,  проектная деятельность. Дети с огромным удовольствием вовлекаются в нее, подсказывая тему, форму продукта и главное здесь - услышать их, предугадать их желания, и помочь им реализовать себя, несмотря на то, что их общение в классе не является ежедневным.

Немаловажно, что у учеников после участия в проектной деятельности появляется желание рассказать другим ребятам об интересных поездках, которые им когда-то удалось свершить, о своих положительных эмоциях, поделиться друг с другом своим взглядом на окружающий мир. Все это приводит к активным коммуникациям и включению в следующие проекты новых участников. Таким образом,  «движущей силой» проекта становится интерес учащихся. Проект способствует сплочению детей разных параллелей, в том числе, учеников очной школы и детей надомной формы обучения.

Одним из путей успешного решения проблем адаптации, социализации и интеграции детей с ОВЗ, является совместное освоение детьми и взрослыми социально-культурного опыта, где творческое взаимодействие становится условием самореализации ребенка и родителя, фактором обогащения личностно значимых отношений и формирования уверенности в себе.Сотрудничество и сотворчество можно  осуществить через совместную деятельность, которая будет предполагатьсвободу в общении и  равноправие партнеров.

Такая работа играет большую роль в укреплении взаимосвязи школы и семьи, в воспитании подрастающего поколения. Проведение родительских собрание, консультаций со специалистами совместных мероприятий с детьми. Совместное с родителями посещение музеев, планетария, кинотеатров, проведение экскурсий по городу. Подобное взаимодействие способствует  установлению      благоприятного      микроклимата      в   отношениях      между     классным  руководителем,     учащимися      и  родителями,     и  создает    благоприятные      условия    для  гражданско-патриотического воспитания ребят.

В старших классах одной из важнейших задач является работа по профориентации, которая обычно проводится в содружестве с социальным педагогом. Совместно с учащимися проводятся классные часы по организации рабочего времени, что очень важно при данной форме обучения. Ребята принимают участие во встречах с представителями различных учебных заведений города, проходят тестирование для определения профессиональной направленности.

Надо отметить, что на первом этапе внедрения модели были трудности: сомнение у родителей из-за непонимания сути модели, недостаточная техническая подготовка учителей, отсутствие опыта общения у многих детей.

Но сегодня учащиеся надомной формы обучения участвуют в сетевых взаимодействиях, активны на сайте школы, принимают участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых как очно, так и дистанционно. Во время дней посещения школы занимаются во многих школьных кружках (биссероплетение, хор, танцы), принимают в работе киностудии «9 Кадров» и школьной мультстудии, пишут статьи для школьного сайта, выходят в составе команды КВН на городские конкурсы. А если ребенок хочет быть зрителем или участником мероприятия, но не может в этот день  приехать в школу, то он может быть уверен, что благодаря дистанционным технологиям ему помогут осуществить намерение. Безусловно, все это делает жизнь детей надомной формы обучения ярче, интересней, насыщенней, способствует личностному развитию и улучшает социальную адаптацию в обществе.

Многие из выпускников школы принимают активное участие в мероприятиях, делятся своими успехами!

Подобный опыт может пригодиться учителям, классным наставникам, воспитателям и обычных школ, тем более, сегодня, когда ведущие позиции в системе образования в России занимает инклюзия.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»