Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Помощь детям с нарушениями сенсорной интеграции

Петкевич Екатерина Алексеевна,
учитель-дефектолог ГБОУ ДО ЦПМСС "Живые потоки",
структурное подразделение "Росток"

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек воспринимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний (Э. Джин Айрес). Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладевать различными предметами в повседневной жизни.

Теория сенсорной  интеграции изначально была разработана Э. Джин Айрес, эрготерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. Теория сенсорной интеграции объяснила взаимосвязь между функциональным состоянием ребенка и развитием его нервной системы. Основное допущение этой теории заключается в том, что, воспринимая  поступающие извне раздражители, центральная нервная система отфильтровывает и систематизирует поступающую информацию, а затем формирует адаптационную ответную реакцию.

Сенсорная интеграция очень важна для функционирования человека в повседневной жизни. Благодаря эффективной обработке сенсорной информации формируются правильная регуляция эмоций, социальные навыки, игровые навыки, эффективная мелкая и крупная моторика. Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно влиять на способность ребенка правильно выполнять задания, координировать двигательные реакции, планировать последовательность задач, развивать социальные навыки, выполнять работу в классе, развивать навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи. Сенсорные системы регистрируют получаемые ощущения, интерпретируют их, модулируют и помогают человеку реагировать (отвечать) на них.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, фетальный алкогольный синдром, общая задержка развития, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения моторной координации.

Всем хорошо известны основные сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Эти "внешние" чувства отвечают на стимулы окружающей среды.

Однако, есть в нашем теле и "внутренние" чувства: интроцептивные, тактильные, проприоцептивные и вестибулярные. Эти системы чувств, ориентированные на тело, действуют вне сознательных мыслей, и мы не можем контролировать их работу. Рассмотрим более подробно те ощущения, которые знакомы нам меньше.

Интроцептивные ощущения: ощущения, поступающие от внутренних органов (например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод, возбуждение, смена настроений и т. д.).

Приприорецепция: бессознательное различение ощущений положения тела в пространстве, получаемое от мышц, связок и суставов. Проприорецептивные ощущения дают мозгу информацию о том, когда и как мышцы растягиваются и сокращаются; когда и как суставы сгибаются и разгибаются; где находится тело и его части, и каким образом тело двигается.

Вестибулярные ощущения: чувства, возникающие от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве.

Тактильные ощущения: ощущения от прикосновений, давления и т. п. Они сообщают нам о том, где, как и сколько раз к нам прикасаются; сообщают о размере и форме объекта, который мы имеем возможность тактильно исследовать.

Если у ребенка наблюдается проблема с обработкой сенсорной информации, что подтверждается его измененной реакцией на проприоцептивные, вестибулярные, либо тактильные раздражители, то ему, возможно, поможет программа, основанная на принципах сенсорной интеграции. Подобные программы помогают ребенку восполнить дефицит в сфере сенсорной интеграции. Программа обычно включает в себя комплекс упражнений  для вестибулярной, проприоцептивной, тактильной  систем, которые позволяют сформировать базу для эффективной работы всех сенсорных систем и их взаимодействия и, как следствие, обучения необходимым навыкам.

Программы помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции опираются на несколько ключевых принципов:

1) Воздействие проходит в окружении, насыщенном тактильными, проприоцептивными и вестибулярными стимулами, однако они должны быть безопасными  для ребенка как физически, так и эмоционально;

2)  Терапевтическое воздействие вызывает адаптивные ответы на внешние контексты, тип упражнения и уникальный сенсорный опыт;

3)      Все терапевтические воздействия «управляются» ребенком и поддерживаются терапевтом;

4)      Многие из упражнений могут побудить ребенка развивать собственные идеи о возможных последующих действиях, планировать их и затем выполнять;

5)      Терапевтические воздействия благотворно влияют на развитие контроля над положением тела в пространстве и баланса. Часто они предполагают использование специального оборудования: подвесы, скутеры, мячи.

Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной программы помощи, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях. На сегодняшний день программы помощи, основанные на идеях сенсорной интеграции, являются очень популярными и востребованными во многих странах мира. Эти программы стали развиваться и в России.

 

Литература:

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.

2. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.

3. Кэрол Сток Крановец «Разбалансированный ребенок». Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной интеграции. / Санкт- Петербург, Издательство «Редактор»,2012

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»