Имидж учителя коррекционной школы
Павлова Надежда Ивановна,
специалист по адаптивной физической культуры
школы №502 Санкт-Петербурга
Меня часто спрашивают: «Какой, по-вашему мнению, должен быть учитель?» И представьте себе: на этот, казалось бы, простой вопрос мне даже теперь, когда за плечами немалый опыт работы преподавателем, довольно трудно ответить. Ну, скажу я: умение, талант заинтересовать ребят тем, чему учишь. А какие нужны терпение и выдержка? Ну, конечно же, бесконечное терпение и выдержка - данные настоящего педагога. А искренность и честность перед самим собой и перед детьми? Верно, конечно же, и это. Настоящий учитель должен обладать поистине «созвездием» всех прекрасных человеческих качеств. Все эти качества учителя можно определить одним иностранным словом "имидж", которое широко используется в самых разных областях знаний: философии, социологии, психологии, педагогике, культурологии. По своему составу, структуре, объему и содержанию данное понятие стало междисциплинарным.
Сопоставляя трактовки понятия «имидж», принятые в различных областях науки, мы пришли к выводу, что его определения весьма различны между собой, отечественные исследователи такие, как В.Г. Зазыкин, Е.Б. Перелыгина, Е.А. под имиджем чаще всего понимают образ, представление, рассматривая данное понятие как интегральное, включающее совокупность составляющих его компонентов: внешний вид; вербальные и невербальные средства общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Зарубежные исследователи К. Болдуинг, Д. Шмидчен, К. Хилманн и др., в отличие от российских авторов, в большей степени делают акцент на внешней составляющей имиджа.
Чаще всего имидж рассматривают с точки зрения профессиональной пригодности. В научной литературе содержание понятия «профессиональный имидж» («имидж профессии») раскрывается чаще всего следующим образом: «это представление о человеке как о специалисте, профессионале своего дела». То есть это общее впечатление о специалисте, которое производится на окружающих посредством восприятия его личностно-профессиональных качеств, манеры говорения и поведения, а также внешнего вида. Любому педагогу, работающему со школьниками, это особенно важно. В работе и всей его жизни ему всегда помогают доброжелательная улыбка, элегантные манеры, магия речи.
Каждое общество формирует определенные стереотипы образа учителя, что влияет на восприятие представителя педагогической профессии. Вопрос представления «хорошего учителя» начал изучаться с 30-х годов XX века. По данным Прозорова Г.С. ученики 30-х годов включали в портрет «хорошего» учителя: знание предмета и владение методикой; хорошие взаимоотношений с учащимися; умение правильно оценивать знания учащихся; создание дисциплины; внешний вид. Исследования 40-х годов показали, что ученики больше ценят в учителе знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. «Идеальный учитель» 60-х годов должен был обладать следующими характеристиками: уравновешенностью, гармоничностью, авторитетом, знанием предмета, сильной волей, храбростью, остроумием, приятной наружностью, пониманием своих учеников, умением говорить логично и выразительно, требовательностью самостоятельности, любовью к педагогической работе. В 70-е года исследование Ж. Лендел позволило выделить такие качества «хорошего» учителя, как: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.
В книге Петровой Е.А. представлены интересные результаты исследований образа педагога. Исследования Петровой Е.А., проведенные в отдельных московских школах в 90-х годах, показали, что пятиклассники охарактеризовали «хорошего» учителя, как: миролюбивого, веселого, тактичного, откровенного, спокойного, щедрого . В 2000 годы в первую очередь в педагоге ученики хотят видеть образованного и эрудированного человека, знающего основы детской психологии, владеющего методикой преподавания своего предмета, придерживающегося норм этики и эстетики, уважающего личность ребенка, умеющего слушать учащихся и сопереживать, имеющим чувство юмора, имеющего высокую культуру речи.
Наиболее значимыми компонентами, формирующими имидж педагога, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение. Необходимо, чтобы педагог понимал, что его положительный образ играет важную роль в педагогическом процессе. Важно, чтобы учитель был ориентирован на формирование собственного имиджа. Благодаря удачно сформированному имиджу повышается учебная мотивация, внимание к излагаемому предмету и конкретному материалу, восприятие педагога как более профессионально-компетентного, а также самооценка педагога как специалиста.
Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств “идеальной” модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджемшкольного педагога, который сложился в современной России.
Какие же качества остаются незыблемыми и вечными для учителя? Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон, Аристотель, Цицерон, Антисфен – учителя. Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны. Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников. Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление о преподавателе у следующего поколения.
Для меня , человека, который не понаслышке знает изнутри всю сущность этой профессии, тем более работая с "особенными" детьми, учитель – это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог должен быть, прежде всего, человеком, личностью.
На данный момент одной из основных задач государства в сфере образования, согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года, считается создание необходимых условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса педагогов и работников сферы образования. В результате чего повышаются различные профессиональные требования к педагогу как носителю знаний и субъекту образовательного процесса. В таких условиях профессиональные навыки без учета имиджевой составляющей уже не могут обеспечить успешное осуществление профессиональной деятельности учителя.
Традиционно в структуре имиджа педагога и учителя выделяют две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Внешняя составляющая имиджа касается стиля, самоподачи, позиционирования, внешнего образа учителя. Внутренняя – включает в себя культуру преподавателя, непосредственность и свободу, обаяние, эмоциональность, игру воображения, изящество. Самое важное это способность и готовность учителя воспитывать, обучать и развивать своих подопечных.
Среди функций имиджа педагога М.Р. Варданян называет когнитивную, организационную, мотивационную, эмотивную и здоровьесбрегающую функции. Также результаты исследований М.Р. Варданяна показали, что имидж педагога достоверно влияет не только на мотивацию учеников к обучению, но и освоение преподаваемых им знаний. Это воздействие может быть, как конструктивным, если имидж педагога позитивный, так и деструктивным, если имидж негативный. Поэтому при конструировании имиджа ему целенаправленно задается положительная направленность эмоциональной оценки. Позитивный имидж устойчив в кризис и гарантирует успех в профессиональной деятельности
Вместе с тем, практика показывает, что в учебные планы подготовки будущих учителей не включаются специальные курсы и дисциплины, способствующие формированию профессионального имиджа будущего педагога. Анализ научной педагогической литературы показал недостаточную разработанность педагогической имиджелогии как новой отрасли знания, что приводит к противоречию между потребностью современных специалистах, способных к осознанию и построению собственного имиджа в профессиональной деятельности с учетом требований социума и государства, и недостаточным вниманием к данному аспекту дополнительной профессиональной подготовки педагога.
В подобном контексте актуальным вопросом является изучение имиджа более специализованной группы учителей, учителей коррекционных школ.
По нашему мнению, имидж учителя коррекционной школы – это интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств и особенностей, которые способствуют эффективности его профессиональной деятельности. Основа эффективного взаимодействия учителя коррекционной школы с учениками – это положительное восприятие.
К профессиональным знаниям учителя необходимо отнести знания различных научных отраслей: психологические, педагогические, юридические, медицинские, знание норм языка, умение правильно и удачно использовать языковые формы, знание ораторского искусства, знание языка жестов для глухих и т.д.
Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, понимающим детей, быть всегда интересным.
В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!
И все же попытаюсь ответить на тот вопрос, с которого начался наш разговор: "Какой, по-вашему мнению, должен быть учитель? И отвечу я так: верным и добрым. Верность своему делу, ради которого живешь и которому отдаешь все силы. Верность, которая помогает держать в поле зрения десятки сложнейших задач, поставленных сегодня жизнью. Добрым, с незачерствевшей душой, способным видеть в каждом ребенке личность и уметь ему это донести."Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен".
Список литературы:
-
Дмитриев А.А. «Физическая культура в специальном образовании» - 2002г.
-
Качашкин В.М. «Физическое воспитание в начальной школе» - 1978г.
-
Киселев П.А., Киселева С.Б. «Справочник учителя физической культуры» - 2001г.