Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Нарушение чтения у детей. Как не пропустить и что делать?
 
Немнюгина Ольга Александровна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №116
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
 
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, начиная овладевать процессом чтения, порой сталкиваются со значительными трудностями. Родители, сталкиваясь с подобной проблемой, часто недоумевают, почему ребенок никак не может освоить несложные приемы чтения,  путает и пропускает буквы, да и вообще наотрез отказывается брать в руки книгу. Сначала приходят на ум объяснения происходящему: устаёт, не высыпается, большая нагрузка, плохое самочувствие, стесняется, «может, но не хочет», не интересно и т.д.  Но нарастающее родительское беспокойство заставляет постепенно предпринимать некоторые меры, обычно традиционные: ребенку устанавливают ежедневную «норму» чтения, придумывают способы поощрения или наказания, устанавливают контроль. Однако, спустя некоторое время приходит понимание, что ребенок не просто ленится или балуется, а ему действительно не удается научиться нормально читать. Скорость чтения не нарастает, понимание текста отсутствует, при чтении вслух переставляются, «проглатываются»,   пропускаются или заменяются буквы, нарушается паузация. Кроме того, сам процесс сопровождается сильным мышечным и эмоциональным напряжением,  негативными реакциями, протестами, а иногда и головными болями, тошнотой, чрезмерным потоотделением и другими психосоматическими явлениями. У школьников, помимо этого, могут иметь место такие явления как: плохой, неустойчивый почерк, склонный к изменению размеров букв, нарушению интервалов, стойкие ошибки в правописании, неустойчивая память на термины, даты, автоматизированные ряды (например, дни недели, счет, месяцы года), сложности в определении правой – левой стороны, трудности в запоминании стихов и учебного материала. Всё это дает основания предполагать  у ребенка дислексию – стойкое специфическое расстройство, проявляющееся в невозможности освоения навыка чтения. Дислексия часто встречается у детей-логопатов, у детей с СДВГ, сопровождает различные психические отклонения и нарушения неврологического характера. Но в то же время, это расстройство может обнаружиться и у ребенка без видимых проблем со здоровьем, с высоким интеллектуальным уровнем, чистой речью  и развитыми познавательными интересами. Родителям такого ребенка особенно сложно осознать и принять диагноз. Да и всем остальным хочется верить, что данные проблемы носят лишь временный характер. Так как же отличить дислексию от временных затруднений?
Во-первых, родители должны сначала критически оценить свои требования к ребенку, оценив все стороны вопроса. Кто, когда и как учил ребенка читать? Был ли это специалист-педагог или все происходило в «семейном кругу»? Не было ли это обучение представлено в виде: «Пэ» и «А» будет «ПА»?  Или же: «Пэ», «А», «Пэ», «А» - это «ПАПА»? Обучая чтению традиционным звуко-буквенным способом, важно называть буквы не так, как в алфавите («Вэ», «Ка», «эС»), а так, как они звучат, например, в качестве предлогов: в (доме), к (маме), с (книгой).
Задумайтесь также, не рано ли вы привели ребенка на занятия? Как давно он их посещает? Интересно ли ему? Какие методики и пособия использовались? Новомодные методики для самых маленьких  вроде «Чтение с пелёнок», «Читать раньше, чем ходить» чаще всего оказываются лишь распиаренными   коммерческими проектами, по сути не много дающими ребенку. Такие навыки очень эффектны при показе, вызывают восторг у родителей, но легко утрачиваются, т.к. 2-3-годовалый ребенок еще не может понять, зачем же его всему этому учат. Другое дело, если ребенку уже 5 или 6 лет,  и он достаточно осознанно учился читать по методике Зайцева ,кубикам Чаплыгина, запоминал склады или осваивал звуковой анализ. Он честно и старательно занимался, но что-то пошло не так. Может быть, именно ему данная методика оказалась неподходящей и трудной для усвоения. Возможно, не подошел темп подачи материала. Дайте ребенку время, окажите ему поддержку, не унижайте сравнением с более успешным сверстником, и все будет хорошо.
Но если процесс «забуксовал», навык чтения так и не приходит, необходимо искать пути выхода из ситуации, не затягивая ее. Для начала, попробуйте расспросить у ребенка, что конкретно вызывает у него трудность. Может быть его ответ подскажет вам, верны ли ваши подозрения относительно дислексии. Дислексик, как правило, испытывает сильное напряжение глаз и мышц шеи при чтении, ему трудно перевести взгляд от буквы к букве, ему может казаться, что буквы «прыгают» перед глазами, расплываются, пропадают и т.д. Ребенок даже может забыть, как читаются буквы. И дело тут вовсе не в умственных способностях или неприлежности . Со стороны родителей было бы неверным увеличивать такому ребенку количество материала, заставлять читать как можно больше. Это лишь усугубит страх перед чтением, увеличит стресс. Правильнее будет показать такого ребенка учителю-логопеду, получить консультацию психолога. Родители могут самостоятельно провести тестирование на выявление дислексии у ребенка по методике А.Н. Корнева*. При обнаружении явных признаков нарушений чтения лучше как можно раньше начинать коррекционную работу со специалистом. Справиться с дислексией вполне возможно, если не пускать все на самотёк.
В своей логопедической практике по коррекции дислексии исхожу из нескольких обязательных принципов.
Первое: начинаем читать с того этапа, который реально доступен ребенку. Если ребенок не может читать даже короткий текст, начинаем читать отдельные предложения. Если не может читать предложение – читаем слова. Не справляется со словами – читаем слоги.
Второе: последовательность и постепенность. Переход от ступени к ступени осуществляем крайне плавно и медленно, добиваясь полного преодоления трудностей на нашем рабочем уровне.
Третье: обязательно сочетаем чтение с прописыванием. Прописывание осуществляем также по-разному: письменными буквами, печатными буквами, с послоговым делением, поклеточное прописывание (как в кроссвордах),  с проговариванием и др.
Четвертое: для предупреждения утомляемости ребенка происходит частая смена деятельности: например, читаем – срисовываем – хлопаем ритм – читаем и пишем – повторяем ряды слов – ищем слова в таблицах – работаем с катринками (ищем различия и сходства, соотносим прочитанное слово с изображением, подбираем детали и пр.)
Вера в успех со стороны родителей и педагога всегда благоприятным образом сказываются на отношении ребенка к занятиям, повышают его самооценку и стимулируют к дальнейшей деятельности.
 
Литература
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие,-- СПб.: МиМ
Фотекова, Т., Ахутина Т. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Школьный психолог - №37 и 38№ - 2001.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, --М.: Владос, 1997

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»