Конспект коррекционно- развивающего занятия учителя логопеда с детьми страшей группы с диагнозом:ТНР(ОНР)
В гостях у лесовичка
Розыева Надежда Александровна
Цели урока: Расширение и активизация словаря по лексической теме «лес и его обитатели».
Задачи:
Образовательная:
· Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
· Формировать навык работы в группе;
· Развивать эмоционально-ценностного восприятия мира природы;
· Развитие внимание и аналитического мышления;
· Закрепление первичных знаний о жизни животных;
Коррекционно-развивающая:
· Тренировать восприятие, память, внимание и мышление;
· Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук, слуховое внимание, тактильную чувствительность, воображение;
· Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные;
· Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным;
· Расширение и активизация словаря по данной лексической теме;
· Формировать плавный длительный выдох;
Воспитательная:
· Воспитывать бережное отношение к природе и животным;
· Воспитывать активность на занятии, умение слушать и желание помогать друг другу.
Оборудование:
Картинки следов животных( беличьи, волчьи, следы лесовичка), листья, аудио записи со звуками леса, Рисунок дерева с дуплом, рисунок ежиной норки, картинки грибов, картинки хвостов животных, баночка мёда, рисунок медведя.
Ход занятия
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте дети! Сегодня нас с вами ждёт настоящее приключение. Вы, конечно, любите гулять?
Дети: Да!
Логопед: Тогда поскорее закройте глаза, и мы отправимся в удивительное сказочное место! Только чур не подглядывать, а то волшебство не сработает. Договорились?
Раз, два, три, четыре, пять
Вместе мы идём гулять
Пусть тропинка нас ведёт
За секретами вперёд!
Мы поверим в чудеса,
Нужно лишь закрыть глаза.
Сообщение темы:
Логопед: Дети, где мы с вами очутились?
Дети: в парке, во дворе, в лесу…
Логопед: Правильно, в лесу. Но это не простой лес, а волшебный. Его хозяин старичок-лисовичок, мы с ним давно дружим. Вчера он написал мне письмо и попросил помочь. Дело в том, что дедушка простудился. А ему сейчас болеть никак нельзя. Нужно лес к зиме подготовить, везде порядок навести да проверить все ли звери к холодам готовы. Поможем лесовичку?
Дети: Да!
Основная часть:
Логопед: Тогда в путь! Смотрите, чьи это следы у нас под ногами?
(включается музыка: белочка)
Дети: Беличьи!
Логопед: Ну ка, пойдём по следам и посмотрим правы ли вы. (Логопед ведёт детей к первой станции) Осторожно, в лесу нужно высоко поднимать ноги, чтобы не споткнуться о ветку или кочку.
1) Первая станция – это большое дерево с дуплом.
Логопед с детьми останавливается у дерева и читает стишок.
Далеко ещё зима,
Но совсем не для потехи
Тащит белка в закрома
Шишки, ягоды, орехи...
Знает маленький зверёк:
Запасаться надо в срок.
Логопед: Ребята посмотрите ка, сколько всего запасла белочка на зиму. Но давайте проверим, всё ли что она собрала съедобно!
Игра «4-й лишний» Найди ядовитый гриб. (подберёзовик, боровик, лисичка и мухомор; моховик, сыроежка, подосиновик, бледная поганка)
Логопед: Ребята, мы с вами такие молодцы! Теперь белочка сможет перезимовать в сытости.
(включается звуки фырканье ежа) Тихо-тихо! Слушайте! Кто это там фырчит?
Дети: Ёжик!
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
Дети: Ёжик!
Логопед: Знаете, что говорит Ёжик? Он жалуется нам, что забыл подготовить норку к зиме. Нужно помочь ему собрать мягких кленовых листиков, которые он больше всего любит. Давайте разложим по корзинкам все листочки. Кто покажет мне кленовый листочек? Его мы положим в эту корзинку. А этот листик с какого дерева? А этот? Ну, молодцы! За дело!
Игра «Раздели вещи по характерным признакам»
Логопед: Ребята! Теперь у Ёжика будет мягкая перинка. Смотрите, он оставил нам под деревом шарики. Поиграем в шарики?
Логопед проводит пальчиковую гимнастику с шариками.
Логопед: Молодцы ребята! Пойдёмте дальше. Смотрите, здесь ещё следы!
(Включается запись волчьего воя)
2) Вторая станция – полянка.
Логопед: Послушайте, кто это воет?
Дети: Волк!
Логопед: (Если кто-нибудь скажет «волк нас съест», логопед отвечает: не бойтесь, в этом лесу все звери добрые) А где же волк? Что-то его не видно, нужно позвать серого! Давайте все вместе повоем!
Дети: Аууу….
Логопед: Вот и волк! Посмотрите, какой он грустный. Что не так с волком?
Дети: У него нет хвоста!
Логопед: Так не пойдёт! Давайте отыщем пропавший хвост и вернём его владельцу.
Игра « Чей хвост?» (подбери хвост к животному)
Логопед: Отлично! Молодцы, ребята! (Оглядывается вокруг) Ну, мы с вами и белочке, и ёжику, и волку помогли. Давайте теперь навестим лесовика. Только нужно ему принести полезный гостинец, чтобы он быстрее поправлялся. Какой самый полезный гостинец можно найти в лесу?
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают…
Дети: мёд
Логопед: А у кого можно попросить мёду? Кто главный лесной сладкоежка?
Дети: У медведя
Логопед: Чтобы позвать мишку, нужно притвориться, что мы тоже мишки. Давайте все вместе попробуем!
(Включается музыка на выход медведя)
На «полянку» выносят большую картинку/фигуру медведя.
(Включается запись голоса медведя)
Медведь: Хотите мёду попросить? Ну что ж я не жадный. Только сначала порадуйте меня, расскажите, что обо мне знаете.
Логопед: Вот так задачку нам задал мишка. Давайте сделаем так: я буду стишок читать, а вы в нужных местах громко нужные словечки подставлять.
Знают взрослые и дети, что медведь живёт в _____ (лесу)
Он сильнее всех на свете, знает зайца и____( лису).
Летом кушает он ____(мёд)
Ловит ____(рыбу) и жуёт.
А зимой ложится _____(спать)
Чтобы стужу переждать.
Лучше мишку не____( будить),
Чтобы зря не _______(рассердить/разозлить).
Мишка: Вижу, что вы обо мне много знаете. Держите свой мёд, кушайте на здоровье!
Логопед: (достаёт банку с мёдом) Мы опять справились! Из нас вышла замечательная, дружная команда! Теперь можно идти в гости к лесовичку. Куда ведут нас следы?
3) Третья станция – домик лесовика.
Навстречу ребятам и логопеду выходит лесовик.
Лесовик: (говорит немного в нос) Это кто ко мне в гости пришёл? Как вас много-то!
Логопед: Мы все твои поручения выполнили и гостинец тебе принесли (отдаёт лесовику банку с мёдом).
Лесовик: Ой, какие молодцы! Спасибо вам ребята! Мне, конечно, нужно постельный режим соблюдать, но раз вы мне так помогли, то в одну игру я с вами всё же сыграю.
Вы же ребятки сообразительные? Я вас сейчас буду путать, а вы меня быстренько поправляйте и говорите что не так.
Волк живёт в дупле.
Мышка самый большой зверь в лесу.
Лось покрыт гладкой чешуёй.
Медведь меньше зайца.
На ёлке растут ягоды малины.
Белка запасает на зиму поганки.
Медведь зимой улетает на юг.
Ёжик мягкий и пушистый.
Итог занятия:
Логопед: Вот и всё! Лесовичку пора спать, и наша прогулка закончилась, пора домой возвращаться. Закрывайте глаза.
Был сегодня трудный день,
Позабыли мы про лень.
А теперь пора домой,
Возвращаться на покой.
Логопед: Ну что дети, интересная получилась прогулка?
Дети: Да, нет…
Логопед: давайте вспомним, кому мы сегодня помогли? Кого видели? Что делали?