Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация социотерапевтической среды
для проведения коррекционно-развивающих занятий

(«Волшебный шатер»)

Медведева Маргарита Хабаровна

Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, по средствам которых нивелируются нарушений социально-психологической адаптации детей,  испытывающих трудности в обучении.

Для коррекционной работы с детьми с особыми образовательными запросами в арсенале педагогом должны быть созданы различные условия, в том числе предусмотрено специальное оборудование. Для качественного проведения занятий используется специальный дидактический материал и оборудование, необходимые для эффективного изучения программного материала.

К сожалению, не все оборудование можно использовать для всех видов занятий с детьми. В практике работы часто используется специально сконструирование оборудования для особых детей. Примером такого оборудования может служить «Волшебный шатер». «Волшебный шатер» – многофункциональное оборудование для создания социотерарапевтической среды на коррекционно-развивающих занятий.

«Волшебный шатер» - используется в процессе социальной адаптации «особых» детей. Его можно использовать в разных видах деятельности. Многофункциональное оборудование особенно актуально для небольших помещений и при наличии разновозрастной группы.

Многофункциональный комплекс «Волшебный шатер» представляет собой конструкцию (см. Чертеж):

·         шнур с декоративным оформлением;

·         купол-тент;

·         прозрачная ткань (тюль, капрон);

·         крепление (крюк на потолке).

Располагать такое оборудование лучше в углу комнаты. «Волшебный шатер» может использоваться:

·         как средство психологической разгрузки;

·         как средство развития навыков позитивной коммуникации;

·         как театральная сцена;

·         как оборудование для социально-ролевых игр.

Средство психологической разгрузки

Чтобы использовать «Волшебный шатер» для психологической разгрузки, мы помещаем внутрь шатра световолоконный светильник, обязательно включаем музыку для релаксации. Обязательным атрибутом для психологической релаксации является «Волшебный цветок». Цветок – это сувенирная композиция, представляющая собой букет искусственных цветов, помещенный в стеклянную гладкую форму, наполненную водой.

Ребенок садится внутрь «Волшебного шатра» и созерцает один из предметов. Включается музыка. Берут в руки «Волшебный цветок». Поглаживание обтекаемой формы способствует гармонизации психоэмоциональногого состояния, у детей развивается произвольное внимание, у подростков сублимируется сексуальное напряжение.

Средство развития навыков позитивной коммуникации

Для построения развития позитивной коммуникации между двумя-тремя детьми также может использоваться «Волшебный шатер». В шатер приглашаются дети. С помощью игровой ситуацией «Вы леди», «Вы джентльмен», «Вы - …» дети включаются в диалог.  Игровая ситуация и антураж шатра располагают к построению конструктивного диалога, к снятию негативных реакций. Располагаясь внутри шатра, ребята расположены к конструктивному общению.

Театральная сцена

«Волшебный шатер» часто служит импровизированной театральной сценой для костюмированных представлений. Актеры появляются из «Волшебного шатра» и разыгрывают небольшие сценки.

Оборудование для социально-ролевых игр

«Волшебный шатер» позволяет создать иллюзию иного пространства, которое мы можем наделять различными значениями: помещение магазина, кафе, кабинет врача, гостиная и пр.  С помощью «Волшебного шатра» мы можем наиболее реалистично моделировать различные социальные ситуации, обучать детей соответствующим формам поведения и взаимодействия.

Таким образом, используя «Волшебный шатер» мы решаем многие педагогические задачи для адаптации «особых детей» в окружающей среде. Это навыки коммуникативного взаимодействия, это снятия агрессивного поведения и психоэмоционального напряжения, это и социальная адаптация ребенка.

Литература

1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Как помочь "особому ребенку". Книга для педагогов и родителей. СПб., 1998

2. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта". СПб., 2000

3. бойков Д.И. Как учить детей общаться. СПбю, НОУ "Союз", 2004.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»