Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях поликлиники

Ходак Анна Николаевна,
логопед СПб ГУЗ  «Детская городская поликлиника №11»

Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этом возрасте характерно развитие понимания речи, способности подражания, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, слоговой структуры , грамматического строя, умение пользоваться речью. 

По данным педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие выросла. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь, нервной системы.

ПЭП к концу первого года жизни как диагноз у большинства детей снимается, так как выраженных нарушений не выявляется. Нормальное развитие отмечается у 15-20% детей. Но наблюдения показывают, даже эти дети в возрасте 4-5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые формы дизартрии и другие.

В последнее время логопеды все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками пси­хоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточнос­тью.

Их характеризуют: отсутствие мотива­ции к общению, неумение ориентироваться в ситуации, раз­лаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. При на­личии таких общих проявлений основные симптомы различают­ся по качеству протекания и степени выраженности.

С чего же начать работу по формированию речи? Ведь деятельность безречевого ребенка с большим трудом удает­ся организовать,  его внимание крайне неустойчиво, налицо эмоциональная лабиль­ность.

Необходимо установить эмоциональный контакт с неговорящим ре­бенком, снять напряжение, развить предпосылки позитивно­го общения, восприятие, внимание, память, используя в те­чение всего занятия  соответствующие игры и упражнения.

Основные направления коррекционно-логопедической работы в условиях поликлиники: вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, формирование понимания речи, стимуляция лепета, лепетных слов, нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, активной речи, общения, развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений.

Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в со­ответствии с интересами конкретного ребенка.

Занятия проводятся индивидуально с участием мамы. В конце занятия маме даются рекомендации по проведению игр в домашних условиях.

Основные направ­ления работыв формировании предпосылок общения и речи у безречевых детей:

-развитие слухового восприятия;

-способности к использованию невербальных компонен­тов коммуникации;

-зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

-зрительно-пространственного анализа и синтеза;

-функций голоса и дыхания;

-чувства ритма;

-импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие слухового восприятия

-привлечение внимания к звучащему предмету;

-определение местонахождения и направленности звука;

-различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;

-запоминание последовательности звучаний (шумов пред­метов);

-реагирование на громкость звучания;

-развитие подражания неречевым и речевым звукам;

           - различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Например, игра «Что звучит?»

На столе перед ребенком  расположены  музыкальные инструменты — барабан, колокольчик и погремушка (аналогичный набор находится за ширмой). Ребенка знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребенку предла­гается выбрать из предметов, находящихся перед ним, имен­но барабан и постучать по нему.

 Развитие способности к использованию

невербальных компонентов коммуникации

-выполнение действий по невербальной инструкции;

-ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые вопросы;

-стимуляция коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

-ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;

-демонстрация фотографий близких ребенку людей, вы­полняющих действия, которые необходимо усвоить;

-имитация выразительных движений и поведения жи­вотных в подвижных играх;

-выполнение имитационных движений руками;

-жестовое приветствие и прощание;

Например, на сюжетной картинке «Ба­бочка летит» — ребенок машет руками, имитируя махи крыльев насекомого; «Девочка кушает» — действует рукой от стола ко рту, «Кошка лакает молоко» — совершает имити­рующее движение языком и т.д. Просим ребенка: «Прижми мишку», «Покачай куклу», «Поскачи как зайчик».

Развитие зрительно-моторной координации,

мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

-проведение рукой ребенка по различным поверхностям (мех, щетка с ворсом различной жесткости);

-узнавание на ощупь различной фактуры предметов

-размазывание крема на различных поверхностях;

-двигательные упражнения с погремушкой, мячом, пла­точком, флажком;

-пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

-активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

-упражнения с пластилином, салфетками, цветной бумагой, крупой;

-использование кукол бибабо;

-артикуляционная и мимическая гимнастика;

-задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

-автоматизация отдельных артикулем;

Например, «Пальчиковый бассейн» с орехами (лексическая тема «Мишка»), в котором спрятаны игрушки-мишки. Ребенок должен их найти и озвучить. Далее ребенок лепит из пластилина для медведя пряники.

Упражнение «Вкусное варенье»

Ребенок учит медвежонка слизывать мед с верхней губы.

Игра «Волшебный мешочек»

Просим ребенка выбрать из мешочка на ощупь только шишки, или только орехи. Дарим их Мишке.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза

-нахождение игрушек в пространстве комнаты;

-перемещение игрушек в заданном пространстве;

-соотнесение игрушки с ее изображением на картинке;

-определение сторон тела у людей, изображенных на кар­тинке, сторон собственного тела;

-выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

-определение недостающих частей у предметов по кар­тинкам;

-узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;

-запоминание изображений предметов;

-выделение из множества предметов;

-определение различий в предметах и картинках;

-конструирование по образцу, инструкции;

Например, игровые действия с куклой Катей. Ребенку даем куклу, рассматриваем ее, просим показать свою ножку и ножку у куклы. После этого просим пока­зать, как ребенок «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рта, носа).

Развитие функций голоса и дыхания

-упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

-активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

-тренировка носового выдоха;

-развитие произвольного речевого вдоха;

-упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

-различение холодной и теплой струй выдыхаемого воз­духа;

-выработка умения повышать и понижать голос.

Например, упражнение «Катя плачет». Предлагаем ребенку показать, как кукла плачет громко, тихо. «Ослик кричит ИА». «Подуем на ладошки х-х-х».

Упражнения «Понюхай цветок», «Душистое яблоко».

Развитие импрессивной и экспрессивной речи

-узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);

-выполнение действий со знакомыми пред­метами по инструкции;

-побуждение к высказыванию эмоциональных восклица­ний, просьб;

-развитие непроизвольного подражания — звукового и словесного;

-соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;

-выполнение инструкций, содержащих слова с умень­шительно-ласкательными суффиксами;

-побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов (бо-бо, га-га, би-би)

-автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопроси­тельной речи (дай, на, кто, иди);

-узнавание предмета по его словесному описанию;

-выработка обобщенных понятий;

Например, просим ребенка: «Покажи, где мишка спит, а где мишки спят?» «Где ведро, а где ведерко?» «Где мама? – Тут мама».

Дети с диагнозами задержка речевого развития, моторная алалия, сенсо-моторная алалия находятся на учете у невролога, физиотерапевта, логопеда, психоневролога.  Таким детям назначается медикаментозное лечение, курсы физиотерапии, массажа, остеопатии, консультативные занятия с логопедом.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»