Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях поликлиники
Ходак Анна Николаевна,
логопед СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника №11»
Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этом возрасте характерно развитие понимания речи, способности подражания, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, слоговой структуры , грамматического строя, умение пользоваться речью.
По данным педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие выросла. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь, нервной системы.
ПЭП к концу первого года жизни как диагноз у большинства детей снимается, так как выраженных нарушений не выявляется. Нормальное развитие отмечается у 15-20% детей. Но наблюдения показывают, даже эти дети в возрасте 4-5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые формы дизартрии и другие.
В последнее время логопеды все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью.
Их характеризуют: отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. При наличии таких общих проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.
С чего же начать работу по формированию речи? Ведь деятельность безречевого ребенка с большим трудом удается организовать, его внимание крайне неустойчиво, налицо эмоциональная лабильность.
Необходимо установить эмоциональный контакт с неговорящим ребенком, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения, восприятие, внимание, память, используя в течение всего занятия соответствующие игры и упражнения.
Основные направления коррекционно-логопедической работы в условиях поликлиники: вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, формирование понимания речи, стимуляция лепета, лепетных слов, нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, активной речи, общения, развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений.
Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в соответствии с интересами конкретного ребенка.
Занятия проводятся индивидуально с участием мамы. В конце занятия маме даются рекомендации по проведению игр в домашних условиях.
Основные направления работыв формировании предпосылок общения и речи у безречевых детей:
-развитие слухового восприятия;
-способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
-зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
-зрительно-пространственного анализа и синтеза;
-функций голоса и дыхания;
-чувства ритма;
-импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие слухового восприятия
-привлечение внимания к звучащему предмету;
-определение местонахождения и направленности звука;
-различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;
-запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);
-реагирование на громкость звучания;
-развитие подражания неречевым и речевым звукам;
- различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
Например, игра «Что звучит?»
На столе перед ребенком расположены музыкальные инструменты — барабан, колокольчик и погремушка (аналогичный набор находится за ширмой). Ребенка знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребенку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.
Развитие способности к использованию
невербальных компонентов коммуникации
-выполнение действий по невербальной инструкции;
-ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые вопросы;
-стимуляция коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);
-ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;
-демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
-имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;
-выполнение имитационных движений руками;
-жестовое приветствие и прощание;
Например, на сюжетной картинке «Бабочка летит» — ребенок машет руками, имитируя махи крыльев насекомого; «Девочка кушает» — действует рукой от стола ко рту, «Кошка лакает молоко» — совершает имитирующее движение языком и т.д. Просим ребенка: «Прижми мишку», «Покачай куклу», «Поскачи как зайчик».
Развитие зрительно-моторной координации,
мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
-проведение рукой ребенка по различным поверхностям (мех, щетка с ворсом различной жесткости);
-узнавание на ощупь различной фактуры предметов
-размазывание крема на различных поверхностях;
-двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком;
-пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
-активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
-упражнения с пластилином, салфетками, цветной бумагой, крупой;
-использование кукол бибабо;
-артикуляционная и мимическая гимнастика;
-задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
-автоматизация отдельных артикулем;
Например, «Пальчиковый бассейн» с орехами (лексическая тема «Мишка»), в котором спрятаны игрушки-мишки. Ребенок должен их найти и озвучить. Далее ребенок лепит из пластилина для медведя пряники.
Упражнение «Вкусное варенье»
Ребенок учит медвежонка слизывать мед с верхней губы.
Игра «Волшебный мешочек»
Просим ребенка выбрать из мешочка на ощупь только шишки, или только орехи. Дарим их Мишке.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза
-нахождение игрушек в пространстве комнаты;
-перемещение игрушек в заданном пространстве;
-соотнесение игрушки с ее изображением на картинке;
-определение сторон тела у людей, изображенных на картинке, сторон собственного тела;
-выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
-определение недостающих частей у предметов по картинкам;
-узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;
-запоминание изображений предметов;
-выделение из множества предметов;
-определение различий в предметах и картинках;
-конструирование по образцу, инструкции;
Например, игровые действия с куклой Катей. Ребенку даем куклу, рассматриваем ее, просим показать свою ножку и ножку у куклы. После этого просим показать, как ребенок «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рта, носа).
Развитие функций голоса и дыхания
-упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
-активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
-тренировка носового выдоха;
-развитие произвольного речевого вдоха;
-упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
-различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха;
-выработка умения повышать и понижать голос.
Например, упражнение «Катя плачет». Предлагаем ребенку показать, как кукла плачет громко, тихо. «Ослик кричит ИА». «Подуем на ладошки х-х-х».
Упражнения «Понюхай цветок», «Душистое яблоко».
Развитие импрессивной и экспрессивной речи
-узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);
-выполнение действий со знакомыми предметами по инструкции;
-побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;
-развитие непроизвольного подражания — звукового и словесного;
-соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;
-выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов (бо-бо, га-га, би-би)
-автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);
-узнавание предмета по его словесному описанию;
-выработка обобщенных понятий;
Например, просим ребенка: «Покажи, где мишка спит, а где мишки спят?» «Где ведро, а где ведерко?» «Где мама? – Тут мама».
Дети с диагнозами задержка речевого развития, моторная алалия, сенсо-моторная алалия находятся на учете у невролога, физиотерапевта, логопеда, психоневролога. Таким детям назначается медикаментозное лечение, курсы физиотерапии, массажа, остеопатии, консультативные занятия с логопедом.
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.